При строительстве ТПУ можно совместить интересы города и бизнеса

Масштабный проект московских властей предусматривает строительство к 2020 году 273 ТПУ. Для мегаполиса, ежедневно пропускающего трафик в несколько миллионов человек, это жизненно необходимо. 

5218

Масштабный проект московских властей предусматривает строительство к 2020 году 273 ТПУ. Для мегаполиса, ежедневно пропускающего трафик в несколько миллионов человек, это жизненно необходимо.

Конечно, реализация проекта такого уровня предполагает активное участие частного капитала. Тем не менее инвесторы выражают свою заинтересованность пока только на словах, а на деле не торопятся вкладывать деньги. Причина их осторожности – в отсутствии механизма сохранения баланса интересов между бизнесом и городом.

По оценкам департамента стратегического консалтинга NAI Becar, для коммерческого успеха ТПУ обременения инвестора не должны превышать 15% от капитальных затрат на коммерческую часть. Для успешной реализации ТПУ с участием инвестиционных средств Москве предстоит решить несколько проблем.

Своевременное привлечение инвестора в проект

На текущий момент крупномасштабные инвестиционные проекты ТПУ Москва передает ГУП «Московский метрополитен», АО «Мосинжпроект» и ОАО «РЖД». Им в дальнейшем предстоит искать соинвесторов, координировать их работу и отчитываться перед Правительством Москвы о ходе реализации проекта.

Но на практике потенциальный инвестор не всегда участвует в проекте на ранних стадиях его реализации, и в итоге один из ключевых участников приходит уже тогда, когда первые этапы работы проделаны. В результате многое приходится переделывать. По мнению директора по инфраструктурным проектам департамента стратегического консалтинга NAI Becar Константина Королева, «город должен привлекать инвесторов на более ранних стадиях, предоставляя гарантии компенсации затрат по подготовке проекта или дальнейшее участие в реализации ТПУ. Созданием предпроектов должны заниматься не просто консультанты, а asset компании, поскольку они аккумулируют компетенции планирования, строительства и эксплуатации, что позволит минимизировать большинство рисков будущего объекта».

Сбалансированность финансовых интересов

Эксперты из департамента стратегического консалтинга NAI Becar убеждены, что всего четверть от всех запланированных ТПУ может быть интересна инвесторам. Исследования НАМИ, проведенные для ГУП «Московский метрополитен» показали, что в большинстве случаев коммерческая часть ТПУ не окупит затраты на строительство. Исключения - либо простые в технологии объекты (например, новые станции в строящихся районах), либо ТПУ с прилегающими земельными участками. В первом случае для реализации проекта достаточно умеренного обустройства подходов к вестибюлям и организации пересадочных маршрутов. Во втором - размеры участка позволяют построить жилой дом или торговый центр регионального / суперрегионального формата и за счет коммерческой части окупить вложения.

То есть основная задача коммерческой части в ТПУ – снижение нагрузки на городской бюджет, но не полная замена бюджетным средствам. При этом нужно учитывать как прямые инвестиции в технологию, так и доходы бюджета в региональной составляющей налогов всех компаний, задействованных в процессе реализации проекта.

Городской контроль

Баланс интересов инвестора и города необходимо предусмотреть также в части прав собственности и последующей хозяйственной деятельности. Речь идет о сложных объектах социального назначения, где важнейшей составляющей является обеспечение безопасности большого числа людей. Так, инвестор должен гарантировать, что технологическая часть будет выполнена в соответствии с проектной документацией. По мнению экспертов департамента стратегического консалтинга NAI Becar, самое оптимальное решение – это банковские гарантии на различные обязательства инвестора и участие надзорного органа от города.

Эксплуатация объекта

Несмотря на то, что коммерческая и инфраструктурная составляющая ТПУ будут с большой долей вероятности находиться в одном здании с объединенными сетями, нужно предусмотреть их независимое функционирование. Если коммерческая составляющая попадет под арест или станция будет закрыта на ремонт, другая часть должна продолжить бесперебойную работу. Для этого необходимо предусмотреть балансовое разграничение по сетям и инженерным системам, независимость учета и поставки энергоресурсов и обеспечение требований безопасности.

Также иногда сторонам стоит передавать часть своих обязательств второму участнику. «Именно так в мы решили проблему в одном из ТПУ ОАО «РЖД», в состав которого входил крупный ТРЦ с прямым выходом из метро, - рассказывает об опыте своей организации Константин Королев. - Инвестор был готов взять в эксплуатацию подземную часть вестибюля до турникетов, чтобы обеспечить согласованную работу всех частей проекта. При этом в случае закрытия ТРЦ станция метро технологически не пострадала бы. Таким образом, решение проблемы эксплуатации – качественное проектирование, независимые системы и сети, передача в эксплуатацию или управление частью объекта одной из сторон».

Итак, столичным властям необходимо осознать, что бизнесу нужны хотя бы минимальные гарантии, которые могли бы стать предметом залога, - например, контракт с гарантированной платой за функционирование. Также нужно понимать, что неразрывная связь коммерческой и технологической составляющих проекта снижает залоговую привлекательность будущего актива. Чем четче разграничить ответственность за коммерческую и публичную части объекта, тем выше окажется его ликвидность. 

 

 

 



иГРОКИ РЫНКА

Королев Константин

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07
Источник: CRE
Открытие

YoBody Fitness пришел на ЗИЛ

Фитнес займет свыше 1 900 кв. м в ТРЦ ЗУМ. 
22.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre