Как рассадить сотрудников, чтобы сэкономить на аренде?

Арендаторам московских БЦ удалось сэкономить более $300 млн в течение 5 лет благодаря уплотнению рассадки сотрудников на 30%. Такие данные приводятся в исследовании офисных интерьеров, построенных с 2011 по 2015 годы в Москве, проведенном PRIDEX.

6505

Арендаторам московских БЦ удалось сэкономить более $300 млн в течение 5 лет благодаря уплотнению рассадки сотрудников на 30%. Такие данные приводятся в исследовании офисных интерьеров, построенных с 2011 по 2015 годы в Москве, проведенном PRIDEX.

Данное исследование выявило значительное уплотнение рассадки в московских БЦ классов «А» и «В». Если в 2011 г. на одного сотрудника в новом офисе приходилось 12,86 кв. м, то в 2015-м этот показатель снизился до 8,71 кв. м. Другими словами, если в 2011 г. в офисе площадью 1 000 кв. м в среднем размещалось около 75-80 человек, то сейчас аналогичное по площади помещение проектируется уже на 110-115 сотрудников. Повышение плотности рассадки позволило сэкономить на аренде, отделке и эксплуатации около 490 000 кв. м за 5 лет, что в денежном эквиваленте составляет свыше $300 млн.

Повысить эффективность использования помещений арендаторам позволил рациональный подход к организации офисного пространства, который внес значительные изменения в структуру распределения площадей внутри интерьеров. Сергей Кудрявцев, управляющий партнер PRIDEX, поясняет, что в первую очередь речь идет об увеличении доли открытых рабочих зон (open-space) с 42% в 2011 г. до 59% в 2015-м. С размещением подавляющего большинства сотрудников в открытых рабочих зонах пропала необходимость в многочисленных кабинетах, что позволило отказаться от масштабных коридорных систем. Это решение снизило долю неэффективных помещений (коридоров) с 15% в структуре распределения площадей внутри офисных интерьеров в 2011 г. до 6% в 2015-м, что в свою очередь также помогло сократить расходы на содержание офисов.

Экономический кризис сократил площадь рабочего места в open-space на 0,5 кв. м, кабинета линейного руководителя – на 2,9 кв. м, кабинета топ-менеджера – на 5,8 кв. м.

Доминирование рациональных принципов при проектировании офисов, позволившее значительно сократить издержки на их содержание, заставляет арендаторов пересматривать подход к организации рабочих станций сотрудников. Эта тенденция усилилась в период экономической нестабильности 2014-2015 годов, когда средние показатели площади рабочих мест значительно уменьшились.

Сегодня компании начинают пересматривать стандарты рабочих станций, справедливо считая, что эти бизнес-единицы должны, с одной стороны, обеспечивать комфортный режим работы для персонала, а с другой -  быть экономически рациональными. Данная закономерность подтверждается статистикой, которая показывает планомерное сокращение разброса показателей средней площади рабочих станций различных типов (open-space, кабинет линейного руководителя и кабинет топ-менеджера).

Концепции новых офисных интерьеров предполагают многофункциональное использование различных рабочих зон. Например, в open-space интегрируются мягкие зоны, комнаты для телефонных разговоров, кофе-поинты, мини-переговорные, тогда как кабинеты наделяются функционалом переговорных и небольших кладовых. Подобные решения развивают горизонтальные коммуникации между сотрудниками различных подразделений, к тому же являясь важными элементами комфорта офисов и сохраняя экономическую эффективность.  

Рациональный подход к организации офисного пространства позволяет резко снизить долларовую стоимость содержания рабочих мест: класс «А» в зависимости от типа рабочей станции подешевел на 39% в случае с open-space и на 48% в случае с кабинетами топ-менеджмента. Показатели класса «В» продемонстрировали еще большую динамику, подешевев на 45% применительно к open-space и на 52% для кабинетов топ-менеджеров.

Стоимость содержания рабочих мест в год рассчитывается по следующей формуле: средняя площадь рабочего места, умноженная на сумму стоимости аренды 1 кв. м в год в БЦ классов «А» или «В», стоимость эксплуатации 1 кв. м  в год в БЦ классов «А» или «В» и стоимость строительных и инженерных работ в расчете на 1 кв. м, поделенная на 5 – срок эксплуатации большинства офисных интерьеров в годах.

Таким образом, рациональная политика арендаторов и удешевление стоимости аренды, отделки и эксплуатации офисов значительно повлияли на снижение стоимости содержания рабочих мест. Если в 2012-2013 годах затраты на содержание снижались в первую очередь за счет уменьшения площади рабочего места, то в 2014-2015 годах к ключевым факторам присоединились также снижение стоимости аренды, отделки и эксплуатации. Второй фактор особенно актуален в случае с классом «В», требования которого позволяют использовать финишные материалы российского производства. Это дополнительно оптимизирует расходы на отделку.

Сергей Кудрявцев резюмирует: «Во многом сокращение доли неэффективных помещений связано со снижением количества офисов с коридорной планировкой, особенности которой не позволяют эффективно использовать пространство. Помимо резкого снижения стоимости аренды и эксплуатации помещений в бизнес-центрах классов «А» и «В» значительную роль сыграли два фактора: уменьшение площади рабочих станций и снижение стоимости строительных и инженерных работ. Важную роль сыграло также расширение присутствия на рынке офисной недвижимости fit-out подрядчиков, решения которых позволяют офисам сохранять комфортный уровень рабочей среды при значительном уменьшении занимаемых площадей за счет оригинальных планировочных решений».

 



иГРОКИ РЫНКА

Multispace

Кудрявцев Сергей

Строительство

PRIDEX

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07
Источник: CRE
Открытие

YoBody Fitness пришел на ЗИЛ

Фитнес займет свыше 1 900 кв. м в ТРЦ ЗУМ. 
22.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre