Зачем бизнес-центры перепрофилируют в апартаменты?

Офисный сегмент Москвы пополняется квадратными метрами, несмотря на нестабильность экономики. Девелоперы продолжают анонсировать новые проекты, объемы застройки у многих из них не снижаются несмотря на то, что рынок становится все ближе к перенасыщению. 
7147

Офисный сегмент Москвы пополняется квадратными метрами, несмотря на нестабильность экономики. Девелоперы продолжают анонсировать новые проекты, объемы застройки у многих из них не снижаются несмотря на то, что рынок становится все ближе к перенасыщению. Эксперты NAI  BecarApartments уверены, что избежать  убытков владельцам строящихся БЦ можно и нужно, перепрофилируя объекты в апартаменты или гостиницы.

К концу 2015 г. общий объем рынка офисной недвижимости Москвы может составить порядка 16 млн кв. м. При этом предложение уже значительно превышает спрос. Но собственники вынуждены достраивать объекты, к реализации которых приступили в 2013-2014 гг., несмотря на то, что ставки аренды падают, а уровень вакансии растет.

Тренд на перепрофилирование бизнес-центров в апарт-проекты или гостиницы набирает в Москве обороты. Причина связана не только с тем, что кризисный рынок не сможет переварить новые офисные площади. Одна из главных проблем собственников БЦ заключается в отсутствии финансирования. Проект нужно либо достраивать, либо продавать. Но продажи практически остановились. Особенно неохотно потенциальные инвесторы рассматривают офисные проекты, если речь идет о неликвидных объектах. Руководитель NAI Becar Apartments Александра Самодурова считает, что многие бизнес-центры сегодня невозможно реализовать даже за половину от их цены еще пару лет назад. Кредиты (и рублевые, и валютные) сложно рефинансировать. Неустойчивость валютного курса - главная проблема для девелоперов именно коммерческой недвижимости, у которых самая высокая концентрация валютного долга. Надеяться, что рынок вырастет после временного падения, неосмотрительно – эксперты отмечают тенденцию сокращения спроса на офисные помещения во всем мире, включая США и Европу. Этот мировой тренд был сформирован в связи с развитием интернета и онлайн-коммуникаций, использование которых позволяет работать удаленно.

Политика Правительства Москвы заключается в снижении деловой нагрузки на центр столицы с целью улучшения транспортной ситуации. Перепрофилирование офисов в апартаменты как раз и решает эту задачу. Если вспоминать мировой опыт, можно привести пример, когда гостиничная сеть AccorHotels перепрофилировала офисное здание BlackLionHouse в Лондоне в апарт-отель Adagio.

Перепрофилирование бизнес-центров в апартаменты и гостиницы решает сразу несколько проблем собственника. Во-первых, оно позволяет ему вывести объект с перегруженного рынка и перевести его в достаточно свободную нишу индустрии гостеприимства и временного проживания. Во-вторых, перевод именно в отели и апарт-проекты является самым безболезненным с технической точки зрения, т.к. юридический статус нежилых помещений при этом не меняется. В-третьих, перепрофилирование позволяет обеспечить приток инвестиций на завершение объекта без привлечения банковского финансирования.

Частные инвестиции для редевелопмента

До последнего времени вход на рынок организованной профессиональной коммерческой недвижимости для частных инвесторов, располагающих сравнительно небольшими суммами от 5-10 млн руб., был фактически закрыт. Между тем статистика российских банков показывает, что за последние полтора года больше триллиона рублей было снято гражданами с депозитов, и эти деньги так и не вернулось в банковскую систему, осев на руках потенциальных «малых» инвесторов. Не учитывать эту денежную массу при общей экономической ситуации, отсутствии кредитных линий и институциональных инвесторов - непоправимая ошибка, учитывая, что люди хотят инвестировать данные средства в надежные активы, а московская недвижимость – один из самых стабильных активов в России.

Если раньше порог входа в гостиничный бизнес был слишком высок, то сегодня благодаря появлению апарт-отелей c моделью buy-to-let инвесторы готовы вкладывать в него суммы от 5 млн руб. и больше. Таким образом, перепрофилирование для частных инвесторов – это альтернатива банковскому депозиту, вместо которого инвестор получает понятный инвестиционный продукт с возможностью роста капитализации базового актива и доходом от сдачи в аренду. В итоге средства частного инвестора становятся для девелопера реальной альтернативой банковским займам, причем цены для розничных покупателей выше, чем в том случае, если бы здание было продано одному лицу. В итоге общий доход от продажи объекта вырастает. Розничная стоимость апартаментов на 20-40% выше, чем стоимость офисных площадей в сравнимых проектах, а темпы продаж выше.

Легкий выход из проекта

Смена назначения объектов недвижимости сегодня поддерживается Правительством Москвы в рамках стабилизации кризисного рынка, поэтому все зависит от желания собственника и технической возможности редевелопмента. «Технически это вполне возможно, - считает Александр Самодуров. - Для апарт-проектов нужна, в первую очередь, нарезка на небольшие помещения площадью от 20 до 90 кв. ми обеспечение их инженерными коммуникациями».

Для создания успешной, востребованной покупателями концепции собственнику необходима помощь профессиональной управляющей компании, которая потом возьмет на себя и управление объектом. По завершении редевелопмента владелец может выйти из проекта, если не хочет участвовать в управлении, а планирует продать здание и уйти со своей долей прибыли. Это также несомненный плюс для многих владельцев БЦ.

Доходность для инвестора

Почему же частные инвесторы захотят вкладываться именно в апарт-проекты, а, например, не в жилье? В первую очередь потому, что доходность таких проектов выше. При входе на старте продаж можно сэкономить до 20% от конечной стоимости продукта, а при последующей сдаче в аренду доход составит от 7% до 11% годовых. Во-вторых, в апарт-проектах инвестору не нужно заниматься подбором арендаторов. Эту функцию берет на себя управляющая компания. Кроме того, формат апартаментов набирает обороты. По данным аналитического отдела NAI Becar Apartments, сегодня на рынке Москвы представлено 68 проектов, то есть около 10 тыс. апартаментов. Это значит, что покупатели и арендаторы понимают, какой продукт они покупают, и осознанно отдают предпочтение именно ему. Спрос и предложение растут, то есть инвестор вкладывает деньги в пользующийся популярностью актив. При этом сегмент апарт-отелей с моделью buy-to-let - пока новинка в России, но эта ниша будет заполняться, так как арендное жилье с профессиональным управлением и высококачественной отделкой и оборудованием будет востребовано в Москве и других крупных городах России на многие годы вперед.

 



журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: CRE
Сделка

ЦБ дорвался до "Славы"

Банк России наконец договорился с MR Group и ВЭБ.РФ по продаже всех офисных площадей комплекса Slava. Сумма сделки может составлять около 45 млрд рублей. Участники рынка говорят, что консультантом сделки выступили CORE.XP.
19.07
Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: АФИ Девелопмент
Сделка

HeadHunter разместит штаб-квартиру в БЦ AFI2B

Рекрутинговая платформа займет четыре этажа бизнес-центра класса Prime. Площадь офиса составит более 9 тыс. кв. м. Консультант сделки - NF Group.
19.07
Источник: Пионер
Открытие

В ТЦ Botanica откроется фитнес сети Gate-X

Pioneer рассказал о подготовке помещения для технологичного фитнес-клуба.
19.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre