Зачем бизнес-центры перепрофилируют в апартаменты?

Офисный сегмент Москвы пополняется квадратными метрами, несмотря на нестабильность экономики. Девелоперы продолжают анонсировать новые проекты, объемы застройки у многих из них не снижаются несмотря на то, что рынок становится все ближе к перенасыщению. 
7247

Офисный сегмент Москвы пополняется квадратными метрами, несмотря на нестабильность экономики. Девелоперы продолжают анонсировать новые проекты, объемы застройки у многих из них не снижаются несмотря на то, что рынок становится все ближе к перенасыщению. Эксперты NAI  BecarApartments уверены, что избежать  убытков владельцам строящихся БЦ можно и нужно, перепрофилируя объекты в апартаменты или гостиницы.

К концу 2015 г. общий объем рынка офисной недвижимости Москвы может составить порядка 16 млн кв. м. При этом предложение уже значительно превышает спрос. Но собственники вынуждены достраивать объекты, к реализации которых приступили в 2013-2014 гг., несмотря на то, что ставки аренды падают, а уровень вакансии растет.

Тренд на перепрофилирование бизнес-центров в апарт-проекты или гостиницы набирает в Москве обороты. Причина связана не только с тем, что кризисный рынок не сможет переварить новые офисные площади. Одна из главных проблем собственников БЦ заключается в отсутствии финансирования. Проект нужно либо достраивать, либо продавать. Но продажи практически остановились. Особенно неохотно потенциальные инвесторы рассматривают офисные проекты, если речь идет о неликвидных объектах. Руководитель NAI Becar Apartments Александра Самодурова считает, что многие бизнес-центры сегодня невозможно реализовать даже за половину от их цены еще пару лет назад. Кредиты (и рублевые, и валютные) сложно рефинансировать. Неустойчивость валютного курса - главная проблема для девелоперов именно коммерческой недвижимости, у которых самая высокая концентрация валютного долга. Надеяться, что рынок вырастет после временного падения, неосмотрительно – эксперты отмечают тенденцию сокращения спроса на офисные помещения во всем мире, включая США и Европу. Этот мировой тренд был сформирован в связи с развитием интернета и онлайн-коммуникаций, использование которых позволяет работать удаленно.

Политика Правительства Москвы заключается в снижении деловой нагрузки на центр столицы с целью улучшения транспортной ситуации. Перепрофилирование офисов в апартаменты как раз и решает эту задачу. Если вспоминать мировой опыт, можно привести пример, когда гостиничная сеть AccorHotels перепрофилировала офисное здание BlackLionHouse в Лондоне в апарт-отель Adagio.

Перепрофилирование бизнес-центров в апартаменты и гостиницы решает сразу несколько проблем собственника. Во-первых, оно позволяет ему вывести объект с перегруженного рынка и перевести его в достаточно свободную нишу индустрии гостеприимства и временного проживания. Во-вторых, перевод именно в отели и апарт-проекты является самым безболезненным с технической точки зрения, т.к. юридический статус нежилых помещений при этом не меняется. В-третьих, перепрофилирование позволяет обеспечить приток инвестиций на завершение объекта без привлечения банковского финансирования.

Частные инвестиции для редевелопмента

До последнего времени вход на рынок организованной профессиональной коммерческой недвижимости для частных инвесторов, располагающих сравнительно небольшими суммами от 5-10 млн руб., был фактически закрыт. Между тем статистика российских банков показывает, что за последние полтора года больше триллиона рублей было снято гражданами с депозитов, и эти деньги так и не вернулось в банковскую систему, осев на руках потенциальных «малых» инвесторов. Не учитывать эту денежную массу при общей экономической ситуации, отсутствии кредитных линий и институциональных инвесторов - непоправимая ошибка, учитывая, что люди хотят инвестировать данные средства в надежные активы, а московская недвижимость – один из самых стабильных активов в России.

Если раньше порог входа в гостиничный бизнес был слишком высок, то сегодня благодаря появлению апарт-отелей c моделью buy-to-let инвесторы готовы вкладывать в него суммы от 5 млн руб. и больше. Таким образом, перепрофилирование для частных инвесторов – это альтернатива банковскому депозиту, вместо которого инвестор получает понятный инвестиционный продукт с возможностью роста капитализации базового актива и доходом от сдачи в аренду. В итоге средства частного инвестора становятся для девелопера реальной альтернативой банковским займам, причем цены для розничных покупателей выше, чем в том случае, если бы здание было продано одному лицу. В итоге общий доход от продажи объекта вырастает. Розничная стоимость апартаментов на 20-40% выше, чем стоимость офисных площадей в сравнимых проектах, а темпы продаж выше.

Легкий выход из проекта

Смена назначения объектов недвижимости сегодня поддерживается Правительством Москвы в рамках стабилизации кризисного рынка, поэтому все зависит от желания собственника и технической возможности редевелопмента. «Технически это вполне возможно, - считает Александр Самодуров. - Для апарт-проектов нужна, в первую очередь, нарезка на небольшие помещения площадью от 20 до 90 кв. ми обеспечение их инженерными коммуникациями».

Для создания успешной, востребованной покупателями концепции собственнику необходима помощь профессиональной управляющей компании, которая потом возьмет на себя и управление объектом. По завершении редевелопмента владелец может выйти из проекта, если не хочет участвовать в управлении, а планирует продать здание и уйти со своей долей прибыли. Это также несомненный плюс для многих владельцев БЦ.

Доходность для инвестора

Почему же частные инвесторы захотят вкладываться именно в апарт-проекты, а, например, не в жилье? В первую очередь потому, что доходность таких проектов выше. При входе на старте продаж можно сэкономить до 20% от конечной стоимости продукта, а при последующей сдаче в аренду доход составит от 7% до 11% годовых. Во-вторых, в апарт-проектах инвестору не нужно заниматься подбором арендаторов. Эту функцию берет на себя управляющая компания. Кроме того, формат апартаментов набирает обороты. По данным аналитического отдела NAI Becar Apartments, сегодня на рынке Москвы представлено 68 проектов, то есть около 10 тыс. апартаментов. Это значит, что покупатели и арендаторы понимают, какой продукт они покупают, и осознанно отдают предпочтение именно ему. Спрос и предложение растут, то есть инвестор вкладывает деньги в пользующийся популярностью актив. При этом сегмент апарт-отелей с моделью buy-to-let - пока новинка в России, но эта ниша будет заполняться, так как арендное жилье с профессиональным управлением и высококачественной отделкой и оборудованием будет востребовано в Москве и других крупных городах России на многие годы вперед.

 



журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (16-22 декабря)

«Риотэкс» досдал очередной БЦ и приобрел новый - уже 16-й, в Москве подвели итоги года для разных сегментов коммерческой недвижимости, Accent Capital завершила инвестиционный цикл СК «А-Терминал», MR Group достраивает штаб-квартиру Яндекса, новый «Термолэнд» открылся в Москве, розничной торговле подвели итоги в материале CRE Retail, Pridex Spaces усилила команду, X5 Group может заключить крупнейшую сделку по аренде офисов, а Дом.РФ выставил на продажу землю под склады.
22.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Жизнь замечательных сетей: темпы роста онлайна замедляются, а покупатели начали возвращаться в оффлайн

По итогам 2024 года, объём продаж на рынке e-commerce в России вырастет на 36%, достигнув 10,7 трлн рублей. Впервые в истории российского ритейла покупки одежды и обуви онлайн догнали оффлайн. Доля e-commerce в стране продолжает увеличиваться по всем сегментам, и по отдельным уже к 2028-му превысит 80 %, прогнозируют в INFOLine. На стороне онлайна весь 2024-й по-прежнему играли удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и более привлекательные, по сравнению с «каменной розницей», схемы налогообложения. Однако уже к концу 2024-го сразу несколько категорий покупателей начали разворачиваться в сторону «каменной розницы» с её более высоким качеством клиентского опыта, возможностями социализации и «атмосферностью». И хотя пока количество «возвращенцев» для игроков онлайна – как слону дробина, ценовая и кадровая гонка на фоне растущих претензий к сервису и товарам, инфляции, удорожания и усложнения логистики, транзакций, дефицита складских площадей, ужесточения условий работы и усиления внимания к отрасли государства, а также фундаментальных проблем самих бизнес-моделей электронных площадок, уже в 2025-м могут запустить в e-commerce кардинальные изменения.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail

Продолжение. Начало см. здесь и здесь
20.12
Источник: CRE
Переговоры

«Сберлогистика» может отказаться от части складов

На рынок может выйти более 1,5 млн кв. м площадей в складских комплексах, построенных и строящихся для компании.
23.12
Источник: Галс-Девелопмент
Переговоры

X5 Group заедет в БЦ Dubinin’Sky

Ритейлер договаривается с «Галс-девелопмент» об аренде 35 000 кв. м офисов в строящемся БЦ. Консультант сделки - NF Group.
20.12
Источник: Agalarov Development
Проект

Agalarov Development построит курортный комплекс в Узбекистане

Sea Breeze Uzbekistan расположится на 570 га на берегу озера Чарвак. Проектом предусмотрены жилье, гостиницы, рестораны, развлекательная и оздоровительная инфраструктура. 
20.12
Источник: NF Group
Игроки рынка

В ТЦ «Мой Молл» новые арендаторы заняли более 2 500 кв. м

С июля 2024 года здесь открылись Kuchenland, Familia, Kari и детский развлекательный центр «Мир детства». Ожидается открытие клуба виртуальной реальности VR Illusion и зоомагазина «Зоозавр». Коммерческим управлением объекта занимается компания NF Property Management (входит в состав NF Group).
23.12
Источник: Pergaev Bureau
Проект

Апарт-отель откроют в Белокурихе

Комплекс Rizalta отличают обширное озеленение, infiniti-бассейн с видами на горный пейзаж, конференц-центр, озеро и водопады, мультиформатные зоны для прогулок, спорта, игр, площадки для аэротакси и арт-объекты, олицетворяющие историю Алтайского края. Архитектурную концепцию, дизайн среды, интерьеры лобби и ресторана комплекса разработало архитектурное бюро Pergaev Bureau. 
20.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre