В 2015 г. рынок брендированных отелей в России и странах СНГ увеличился на 6 тыс. номеров, из которых чуть более половины - 3,3 тыс. - пришлось на Россию. Об этом свидетельствуют итоги исследования компании JLL. Отметим, что изначально на минувший год анонсировался выход свыше 8,9 тыс. номеров, в том числе 5,2 тыс. номеров - в России.
Вторым по объему введенного в 2015 г. предложения стал Азербайджан (. три объекта под управлением международных операторов совокупным номерным фондом немногим менее 1,2 тыс номеров), третьим - Казахстан (три объекта совокупно на 569 номеров), на четвертом месте - Грузия (три объекта совокупно на 463 номера).
«Причиной переноса сроков открытия трети гостиниц, скорее всего, являются экономические сложности, которые испытывает сейчас регион в целом, - комментирует Татьяна Веллер, руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL. - В ряде случаев наблюдается нехватка финансирования для завершения реализации проектов, в других инвесторы предпочли «законсервировать» объекты, а не вкладывать средства в их достройку и оснащение, не имея уверенности в будущих операционных показателях ».
По данным JLL, международные операторы планируют открыть в 2 016 г. в России и странах СНГ гостиницы совокупным номерным фондом около 7,4 тыс. номеров, в том числе 64% из них - 4,7 тыс. номеров - должны появиться в России. Также в числе лидеров по объему новых гостиничных проектов в этом году - Казахстан (876 номеров), Армения (549 номеров), Узбекистан (533 номера) и Беларусь (414 номеров).
«Несмотря на то, что в данный момент инвесторы проявляют осторожность в отношении реализации новых проектов в связи с политической и экономической нестабильностью, количество гостиничных номеров под управлением международных операторов, запланированное к вводу в рассматриваемом регионе в 2016 году, по-прежнему велико, - подчеркивает Татьяна Веллер. - На территории Украины второй год подряд открытия новых брендированных отелей не ожидается: локальный гостиничный рынок пока далек от докризисных показателей, и многие инвесторы не решаются на запуск новых объектов в этих условиях ».
Из 4,7 тыс. номеров, заявленных к выходу в России, почти половина, или 2,2 тыс., приходится на Москву. В случае выхода всех анонсированных проектов качественное предложение на московском гостиничном рынке увеличится до 25 тыс. номеров. Крупнейшим новым гостиничным объектом +2016 г. в столице должен стать проект в районе Киевского вокзала, объединяющий сразу три бренда - Адажио, Ibisи Novotel (всего 701 номер). В Санкт-Петербурге, где в прошлом году не открылось ни одного брендированного отеля, на 2 016 год заявлено сразу три - первый в городе Хэмптон Хилтон Экспофорум и первые в стране Jumeirah и Wyndham; совокупный номерной фонд этих объектов составляет 395 номеров.
В региональных городах-миллионниках (без учета Москвы и Санкт-Петербурга) Анонсирован Запуск 1 тыс. номеров. В Нижнем Новгороде ожидаются две гостиницы совокупно на 360 номеров, по одному объекту должно выйти на рынки Воронежа (220 номеров), Новосибирска (218 номеров), Волгограда (158 номеров) и Ростова-на-Дону (81 номер).
Еще около 1,1 тыс. номеров планируются к вводу в меньших региональных городах, и первое место по объему новых проектов со значительным отрывом занимает Краснодар (три гостиницы совокупно на 684 номера). По одной гостинице может выйти на рынки Тюмени (195 номеров), Переславля-Залесского (150 номеров) и Твери (65 номеров).
«Следуя за конъюнктурой спроса, девелоперы в первую очередь стараются уделять внимание выводу на рынок номерного фонда в более экономичных ценовых сегментах; по нашим оценкам, к этой категории относится почти треть заявленного на 2016 год нового предложения - 2,4 тыс. номеров. Необходимо понимать, что реализация проектов, запланированных к открытию в нынешнем году, была начата еще задолго до девальвации рубля, начавшейся в 2014 году. Учитывая среднюю длину цикла строительства гостиницы в три-четыре года, настоящий эффект от нынешней экономической ситуации мы увидим, скорее всего, не раньше 2018-2019 годов », - заключает Татьяна Веллер.