Зарубежная недвижимость: россияне мечтают о легких доходах

В 2015 г. компания «Транио» провела аналитическое исследование, посвященное русскоязычным инвесторам, вкладывающим средства в доходную недвижимость за рубежом.
7232
В 2015 г. компания «Транио» провела аналитическое исследование, посвященное русскоязычным инвесторам, вкладывающим средства в доходную недвижимость за рубежом.

После девальвации рубля в 2014-2015 гг. выходцы из России и других стран бывшего СССР стали примерно вдвое меньше покупать зарубежную недвижимость. Однако при этом возросла доля покупателей, которые приобретают недвижимость не для собственного проживания, а с инвестиционной целью - прежде всего для сдачи в аренду.

Исследователи опирались на результаты двух онлайн-опросов. В первом участвовало 561 агентство недвижимости из 37 стран, а во втором - 153 русскоязычных покупателя, которые недавно купили или собираются покупать доходную недвижимость за рубежом. 

В первую очередь рассматривались страны, наиболее популярные среди русскоязычных инвесторов. В этом рейтинге популярность стран оценивается исходя из доли запросов в «Яндексе», относящихся к покупке коммерческой недвижимости в 2 15 г. В первой пятерке - Германия, Испания, США, Чехия и Италия.

На вопрос «Много ли клиентов из России и других стран бывшего СССР приобретают доходную недвижимость?» 54% риелторов ответили: «Количество таких клиентов заметно, но невелико по сравнению с количеством покупателей из других стран».

74% респондентов отметили, что количество сделок с русскоязычными покупателями снизилось после девальвации рубля в 2014-2015 гг. Вместе с тем растет количество инвестиций в доходную недвижимость. В предыдущем опросе, проведенном «Транио» в 2013 г., 56% риелторов отмечали, что русскоязычных покупателей коммерческих объектов мало или нет вовсе, а в опросе 2015 г. такого мнения придерживались лишь 27% опрошенных. При этом доля тех, кто считает, что русскоязычных инвесторов много, увеличилась с 44 до 73%.

Доля русскоязычных инвесторов особенно выросла в тех странах, где раньше наши соотечественники преимущественно покупали курортное жилье для себя (например, Испания, Италия, Франция). В тех странах, которые традиционно были популярны среди инвесторов (Великобритания, Германия), их доля осталась на прежнем высоком уровне.

Среди русскоязычных инвесторов преобладают успешные предприниматели, имеющие активный бизнес в России или других странах бывшего СССР. Они стремятся вкладывать средства в недвижимость, приносящую не обязательно высокий, но стабильный доход в надежной валюте. Основные мотивы инвесторов таковы:
• диверсифицировать инвестиции и защитить их от политических и экономических рисков.
• Создать личный пенсионный фонд.
• Передать актив детям по наследству и обеспечить их финансовое благополучие.
• Получить вид на жительство в развитой зарубежной стране.

Как правило, инвесторы покупают жилые или коммерческие объекты для сдачи в аренду, и только немногие интересуются проектами девелопмента или редевелопмента. Большинство риелторов (65%) отметили, что не более 10% русскоязычных инвесторов вкладывают средства в такие проекты. По мнению Георгия Качмазова, управляющего партнера «Транио», «основную прибыль нашим инвесторам приносит активный бизнес на родине. А за рубежом они ведут себя как рантье: предпочитают простой арендный доход. Они пока не хотят и не умеют заниматься проектами на добавленную стоимость в Европе, хотя со временем их компетентность возрастает ». Исключения - Таиланд, Черногория и Чехия, где 89, 75 и 63% риелторов соответственно указали, что более 10% наших соотечественников занимаются девелопментом или редевелопментом.

«Россияне часто покупают доходную недвижимость в том же месте, где раньше приобретали жилье для себя, - говорит Георгий Качмазов.- Это вполне объяснимо: они хорошо знают особенности локации и ориентируются на местном рынке. Обычно они проводят время в своем зарубежном доме, и им удобнее управлять доходным объектом, если он находится неподалеку ».

Самые популярные инвестиционные объекты - жилые квартиры и дома: 63% респондентов отметили, что этот тип недвижимости входит в тройку наиболее востребованных. Особенно выделяются Болгария, Венгрия и Португалия, где этот ответ выбрали 95, 89 и 86% соответственно. Наоборот, в Германии, Италии и Великобритании этот ответ не самый популярный (37, 36 и 27% соответственно).

Второй по популярности вариант - отели, его выбрали 34% риелторов. Отели особенно востребованы в Австрии (78%). Большинство респондентов (62% тех, кто указал отели) отметили, что русскоязычные инвесторы скорее самостоятельно управляют отелями, чем поручают их управляющей компании. Однако в разных странах наблюдается существенная разница: например, в Болгарии и Великобритании все 100% участников опроса ответили, что инвесторы пользуются услугами управляющих компаний, а в Германии и Австрии на этот вариант приходится по 71% ответов. Наоборот, в Италии и Турции все респонденты указали, что инвесторы сами управляют отелями.

Еще один востребованный тип недвижимости - доходные дома (их отметили 16% опрошенных), особенно в Чехии, США и Германии (57, 43 и 42% соответственно).

Средняя стоимость жилой доходной недвижимости составляет 200 тыс. евро, коммерческой  - 1,2 млн евро, хотя бюджеты существенно различаются в зависимости от страны и типа недвижимости. Опрос покупателей показывает, что сделки заключаются на сумму в среднем в 1,7 раза дороже бюджета, на который покупатели ориентировались изначально.

Между обращением клиента и закрытием сделки в среднем проходит 4-5 месяцев, хотя сроки существенно различаются в разных странах.

Инвесторы придерживаются завышенных ожиданий доходности. Из опроса риелторов следует, что от жилой недвижимости в среднем ожидают доходность 5,7% годовых, от коммерческой - 6,9%. Однако опрос покупателей показывает, что реальная доходность жилых объектов оказывается в среднем 4,3%, а коммерческих - 5,6%. Впрочем,ожидания доходности наших соотечественников со временем приближаются к реальным показателям. Опрос 2013 г. показывал, что тогда покупатели жилой недвижимости в среднем рассчитывали на доходность 6-7% годовых, а коммерческой - на 8-9%.

Вопрос «Многие ли покупатели берут кредит на покупку коммерческой недвижимости?» также демонстрирует существенно разные результаты в разных странах. Во Франции, Великобритании и Австрии доля таких покупателей особенно велика (43, 50 и 57% соответственно). С другой стороны, во многих странах (например, в Таиланде, Греции и Венгрии) русскоязычному покупателю практически невозможно получить ипотеку, и с этим связана большая доля ответов «Таких клиентов мало или совсем нет».

В тех случаях, когда русскоязычные инвесторы берут кредит, зае ДОЛЯ мных СРЕДСТВ от стоимости объекта в среднем составляет 40-50% и практически не различается в разных странах.

Если в 2013 г. только 10% риелторов отмечали, что б?льшая часть покупателей коммерческих объектов оформляет кредит, то в 2015 г. такие ответы составляют 27%. По мнению Георгия Качмазова, растущий интерес к ипотеке объясняется тем, что «с одной стороны, после кризиса у инвесторов стало меньше собственных денег Но, с другой стороны, инвесторы становятся компетентнее и лучше понимают, что грамотно оформленный кредит помогает оптимизировать налогообложение и повышает доходность инвестиций. Кроме того, сейчас заемные деньги стоят дешево - это тоже плюс в пользу ипотеки ».

Аналитики обнаружили, что оформление кредита в среднем увеличивает срок сделки на 33 дня, хотя в разных странах и по-разному: например, в Испании сделки с участием кредита закрываются в среднем на 21 день дольше, а в Австрии - на 48 дней. Средства на покупку недвижимости чаще всего поступают из России.

Больше половины покупателей (52%) указали, что не собираются в будущем продавать недвижимость, а планируют оставить ее себе и впоследствии передать по наследству. Из тех, кто намерен продать объект, 55% рассчитывают сделать это примерно через 10 лет после покупки, 35% - через 5 лет и только 3% - через 3 года. Таким образом, если раньше инвесторы больше стремились к спекулятивному извлечению прибыли, то сейчас их больше интересует сохранение капитала. Георгий Качмазов отмечает, что «эта тенденция тесно связана с тем, что инвесторы снижают требования к доходности в пользу снижения рисков и надежности в долгосрочной перспективе».

Отвечая на вопрос «Каковы главные трудности работы с российскими покупателями недвижимости?», большинство риелторов (52%) отметили завышенные ожидания доходности, а на втором месте - нерасторопность (36%). 

Покупатели отмечают, что самая большая проблема - найти подходящий объект: этот вариант указали 64% участников опроса. На втором месте ответ: «Структурировать сделку, оптимизировать налогообложение» (18%).

По прогнозам Георгия Качмазова, в 2016 г. количество русскоязычных покупателей жилой недвижимости за рубежом сократится еще на 20-30%. При этом на 30-40% увеличится число наших соотечественников, желающих продать свое жилье за ??рубежом в связи с высокой стоимостью содержания. Но вместе с тем на 20-30% вырастет количество русскоязычных покупателей доходной недвижимости.















иГРОКИ РЫНКА

Tranio

Качмазов Георгий

IT и телеком

Яндекс

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre