Снижение количества реализуемых проектов на рынке недвижимости Санкт-Петербурга напрямую повлияло на рост уровня конкуренции среди компаний, специализирующихся на генподряде. По мнению Александра Матеши, управляющего партнера, директора по развитию и реализации проектов «Еврострой - Развитие», 2016 год на рынке генподряда будет ознаменован завершением строительства объектов и отсутствием проектов, находящихся в нулевой фазе строительства, что в 2017 г. приведет к стагнации рынка.
Экономический спад, который начался в конце 2014 года, медленными темпами ведет рынок строительства к стагнации. На сегодняшний день на рынке северной столицы в большинстве своем ведется реализация проектов, которые стартовали в 2014-2015 гг., при этом вывод новых практически приостановлен. По данным Росстат, объемы ввода жилья по итогам прошедшего года в Санкт-Петербурге снизились на 7,1%. На текущий момент потенциальный рынок генподряда снизился приблизительно на 40 % - рост конкуренции толкает игроков к перепрофилированию деятельности и расширению спектра услуг.
«Рынок генподряда находится в затруднительном положении - пропорционально уменьшению количества строящихся объектов увеличивается число потенциальных претендентов на реализацию проекта, - отмечает Александр Матеша. – Сегодня работа 90% генподрядных организаций Санкт-Петербурга ориентирована на внешний спрос, за исключением внутренних генподрядных департаментов крупных игроков рынка».
По словам эксперта, в текущих рыночных условиях тендер на любой ивестиционный проект в регионе будет обусловлен участием огромного количества игроков – в среднем 8-10 компаний, которые рискуют столкнуться с ценовой конкуренцией. В поисках выхода из кризисной ситуации некоторые генподрядные организации перемещаются в непрофильный бизнес, другие меняют сегмент строительства.
Один из наиболее эффективных способов, который поможет пережить кризис, – смена локации, при этом важно рассматривать как региональные рынки в пределах России, так и выход на рынки соседних стран. Для компаний, работающих на длительную перспективу, привлекательными будут рынки стран СНГ и Казахстана.
Конечно, выход за рамки региона несет в себе определенные риски, поскольку придется подстраиваться под региональные или зарубежные условия рынка, при этом процесс потребует определенного времени. Одним из основных требований здесь будет служить мобильность компании.