Согласно результатам последнего ежегодного исследования европейского рынка арендаторов (European Occupier Survey), проведенного CBRE, 42% ведущих мировых компаний рассматривают обусловленный требованиями работников дефицит квалифицированных кадров как один из самых серьезных вопросов своей будущей деятельности.
В исследовании приняли участие представители 120 глобальных корпораций, принимающие решения по вопросам недвижимости. Задача состояла в определении целей респондентов в отношении недвижимости и связанных с их реализацией сложностей. Респонденты представляют компании, головные офисы которых расположены в основном в Западной Европе и Северной Америке, работающие в различных секторах. Наиболее крупными из них являются производственный, банковский и финансовый секторы, оказание профессиональных услуг, технологии и телекоммуникации.
Ричард Холбертон, старший директор отдела исследований и консалтинга в регионе Европа, Ближний Восток и Африка, CBRE, прокомментировал результаты: «Значительной, а во многих случаях самой крупной статьей расходов любой компании являются расходы на сотрудников. Компании все больше стремятся к тому, чтобы максимизировать отдачу от человеческого капитала, предлагая условия труда, способствующие самостоятельным решениям, кооперации между сотрудниками и высокой удовлетворенности работой, с целью привлечения лучших специалистов и укрепления собственного бренда. В то же время работники хотят иметь право голоса - будь то по вопросам места работы, гибкого рабочего графика или, например, планировки офиса. Следовательно, укрепляется понимание того, что для привлечения и удержания сотрудников необходимо предлагать качественные условия труда.
Поэтому неудивительно, что 74% компаний сообщают о наличии у них оздоровительных программ, две трети компаний называют кадры и квалификацию в качестве важных факторов при выборе местоположения офисов, а еще 67% убеждены, что наличие стратегии совершенствования условий труда способствует более качественному сотрудничеству с клиентами и коллегами».
В основе проблематики условий труда лежит растущее внимание к эффективности (и сотрудников, и активов) в качестве средства улучшения финансово-экономических результатов. Ключевую роль в этом играет информация: 75% компаний рассматривают более качественную и более точную информацию как важнейший фактор эффективной корпоративной стратегии в области недвижимости.
Несмотря на опасения, связанные с макроэкономической обстановкой (58% опрошенных называют среди ключевых проблем экономическую неопределенность), в прошлом году обеспокоенность уровнем затрат уменьшилась. Только 41% компаний, по сравнению с 50% в 2014 г., отнесли сокращение затрат к числу своих основных задач.
Ричард Холбертон добавляет:«В последние годы мы наблюдали существенные изменения в факторах стратегии в отношении корпоративной недвижимости. Компании прошли через период спада и, с разными темпами, восстановления. Какое-то время преобладало стремление к сокращению затрат, но затем, по мере улучшения условий, на первый план вышли вопросы кадровой политики и роста.
В настоящее время обе задачи по-прежнему важны, но назревает более серьезный вызов. Компаниям необходимо доработать свои стратегии так, чтобы оптимизировать эффективность как сотрудников, так и занимаемой недвижимости. В условиях сохраняющейся экономической неопределенности и стремления к более тщательному согласованию подхода к управлению корпоративной недвижимостью со стратегическими целями бизнеса, потребность в точном и интеллектуальном глубоком анализе данных об эффективности будет только нарастать».
Ирина Хорошилова, директор отдела глобальных корпоративных услуг CBRE, акцентирует внимание на оптимизации офисного пространства как возможности неплохо сэкономить: «Рассматривая приоритеты бизнеса в организации офисного пространства в европейских столицах, отметим, что на одно из первых мест выходит оптимизация рабочего пространства с целью увеличения взаимодействия сотрудников и повышения эффективности. К сожалению, данная тенденция не характерна для офисного рынка Москвы. Хотя стоит подчеркнуть - подобные проекты начали внедрять представители крупных международных компаний во многом благодаря тому, что данная стратегия принята на глобальном уровне.
Согласно опросу арендаторов, проведенному нами в первом полугодии 2015 года, планировка офисного пространства заняла третье место среди желаемых улучшений, на первом месте – работа управляющей компании, на втором – обеспеченность инфраструктурой. Как показали результаты опроса, основная часть арендаторов не готова к переводу сотрудников на удаленный доступ ради сокращения расходов на аренду офисного помещения. Также арендаторы не готовы и к применению концепции «desk-sharing» (рабочее место, которое не закреплено за определенным сотрудником, и может быть использовано любым работником) – о ней положительно высказались лишь 36% опрошенных компаний. На фоне консервативных показателей московского бизнеса международный опрос показывает кардинально обратные результаты: за удаленный доступ высказываются 80% опрошенных, за концепцию desk-sharing – более 60%».