Павел Анисимов, заместитель директора департамента торговой недвижимости S.A. Ricci
У меня отношение к произошедшему на самом деле очень простое: я не вижу в этом никакой проблемы и вообще считаю, что истерия раздута. Если читать о том, что происходит, во всех средствах массовой (и немассовой) информации, складывается впечатление, что в Москве прямо что-то страшное случилось: пропали торговые площади, кто-то даже писал, что 15 000 человек остались без работы. Совершенно невозможная цифра, если понимать, что это за объекты.
Подводя итог, хочу сказать: первое – никакого дефицита не будет. Возможен некий локальный дефицит по той причине, что не так быстро произойдет ротация каких-то не очень стабильных арендаторов в помещениях, которые были за снесенными торговыми центрами. Второе, о чем я очень много слышал: оказывается, все это – происки девелоперов торговых центров, которые, не добирая денег, решили вот таким образом заманить новых арендаторов. Я как человек, 8 лет работающий на этом рынке, прекрасно понимаю, что ни один торговый центр не примет 99% тех, кого «выселили» из этих проектов. Они никогда в жизни не попадали и не попадут в торговые центры, о которых говорят.
Как это отразится на потребителе? Могу ответить как потребитель. Недалеко от моего дома был один из таких проектов, который успешно снесли. И я этому очень рад, потому что около моего дома перестали собираться люди, купившие дешевое пиво. Проходя к дому, я перестал толкаться в этой толпе, которая мешала выйти из метро. Теперь на этом месте – красивая лужайка. Хожу я теперь по дороге, если мне нужно что-то быстро купить домой, всего на 3 минуты дольше, но для меня это не проблема. Поэтому с точки зрения потребителя я тоже никакой беды в сносе не вижу.
Насколько правильно, корректно и юридически справедливо это было сделано, я судить не берусь, потому что не достаточно в этом компетентен. Но опять-таки – когда читаешь, что торговый центр площадью чуть ли не 1 000 кв. м платил налогов на 15 млн руб. в год, - не кажется ли вам, что это не правдивая цифра? Значит, наверное, что-то неправильно платили!..
Те, у кого были долгосрочные зарегистрированные договоры и вообще все хорошо с документами, - они обратятся в суд и отсудят, может быть, даже недополученную прибыль. Но я очень много слышал разговоров, что вот вроде бы пошли и начали судиться, но продолжения этих историй пока нет. Пройдет время – будет видно, что из этого получилось: кто отсудил, кто – нет, а кто на коротких договорах с арендаторами «через карман» работал. Но вообще ситуация, на мой взгляд, будет весьма прозрачная. Кому-то, безусловно, правительство вынуждено будет заплатить какие-то неустойки.