Эксперты проанализировали 73 города за пределами МКАД, а также некоторые населенные пункты или районы, причисленные к объектам исследования по географическому признаку (Троицк, Железнодорожный, Зеленоград, Щербинка, Московский). В анализе участвовали только качественные торговые центры, при этом не учитывались специализированные ТЦ и гипермаркеты.
Основные выводы исследования:
• Сейчас в Московском регионе насчитывается 11 городов, наиболее привлекательных для развития торговой недвижимости. Большинство из них расположены в среднем поясе Подмосковья (на удалении не более 30 км от Москвы): Пушкино, Жуковский, Раменское, Ногинск, Балашиха, Подольск, Долгопрудный, Воскресенск, Лобня, Королев и Дзержинский. К 2019 г. этот список могут покинуть Пушкино, Жуковский, Раменское и Ногинск, поскольку в настоящее время в этих городах заявлены к открытию торговые центры, которые удовлетворят текущий спрос. Востребованным форматом для большинства из этих городов станет качественный ТЦ с центральным местоположением площадью 25 000?35 000 кв. м.
• В Московском регионе в пределах МКАД и за его пределами функционирует примерно одинаковое количество качественных торговых центров. Однако за границей МКАД сумма арендопригодных площадей почти в 2 раза меньше (2,9 млн кв. м против 5 млн кв. м).
• По данным на I квартал 2016 г. наиболее обеспеченным качественными торговыми площадями стал город Котельники (6 068 кв. м/1000 жителей). В топ-5 также вошли Красногорск (2 281 кв. м/1000 жителей), Реутов (1773 кв. м/1000 жителей, Мытищи (1190 кв. м/1000 жителей), Химки (905 кв. м/1000 жителей). Наименее обеспеченным стал Красноармейск (75 кв. м/1000 жителей), где функционирует один небольшой торговый центр.
• К 2019 г. в топ-5 самых обеспеченных торговыми центрами городов могут войти Пушкино (3114 кв. м/1000 жителей) и Наро-Фоминск (2424 кв. м/1000 жителей), г. Химки сместится на 18 место.
• В 27 городах Московской области, суммарная численность населения которых составляет около 600 тыс. человек, качественные объекты торговой недвижимости отсутствуют. В большинстве случаев рынки данных городов оказались непривлекательными для девелоперов из-за недостаточного спроса или наличия крупного конкурирующего торгового центра в соседнем городе. Необходимо отметить, что более чем в 20 из этих городов реализация торговых центров представляется нецелесообразной.
• За пределами МКАД заброшено или заморожено строительство более десятка торговых объектов, суммарная площадь которых составляет около 600 тыс. кв. м.
• Формат подмосковных торговых центров меняется в зависимости от удаления от Москвы. Так, зону до 10 км от столицы можно назвать поясом гипермаркетов и суперрегиональных ТЦ, в среднем поясе преобладают районные и микрорайонные торговые центры. На удалении более 30 км от Москвы (третий пояс) также в большей степени представлен формат районных и микрорайонных торговых центров, при этом здесь функционирует большое количество некачественных торговых объектов.
• Уровень и формат представленных торговых сетей также меняется в зависимости от удаления от Москвы: в ближнем поясе присутствуют практически все федеральные и международные операторы (Auchan, «О’Кей», «Лента», OBI, Leroy Merlin, K-Rauta, «Магнит» и др.). В среднем поясе развиты сетевые дискаунтеры, локальные сетевые операторы, также эта зона привлекательна для развития объектов формата outlet (Fashion House Аутлет центр). Города третьего пояса становятся точками развития торговых центров формата retail-park, расположенных на трассе, с несколькими городами в зоне охвата. Также здесь активно развиваются локальные сети (супермаркет «Тарелочка», сash&сarry Lakmin).
Александр Обуховский, директор департамента торговой недвижимости, Knight Frank, отметил: «При том, что Московская область – один из самых привлекательных регионов РФ для девелопмента торговой недвижимости, здесь можно выделить территории как с избыточным предложением, так и с дефицитом торговых площадей. Реализация всех заявленных проектов в ближайшие 2-3 года сократит список приоритетных городов. В некоторых районах Подмосковья открытие всех запланированных объектов приведет к уровню вакансий в размере 50% в 2017-2019 гг. Улучшение транспортной инфраструктуры региона, наряду с массовым строительством жилья приведет к увеличению количества общих признаков (конвергенции) у поясов развития Московской области».