CBRE обозначила основные тенденции развития рынка торговой недвижимости в регионах России в 2016 г.
Неопределенность в части спроса со стороны ритейлеров, а также дорогое и малодоступное финансирование стали основными причинами снижения девелоперской деятельности в России. В результате фактический объем ввода новых торговых центров в 2016 г. может стать самым низким за последние 10 лет.
Ввод торговых площадей в 2015 г. составил 1,9 млн кв. м, что на 13% ниже прошлогоднего значения. В 2016 г. ввод торговых центров в России будет почти на 30% ниже 2015 г., во многом за счет сокращения нового предложения в региональных городах.
Основные тенденции рынка торговой недвижимости в России в 2016 г.:
1) На 2016 год в России девелоперами анонсирован ввод торговых площадей свыше 2 млн кв. м. По оценкам CBRE, в 2016 г/ фактический ввод составит порядка 1,3 млн кв. м.
2) Текущие условия кредитования и сохраняющийся спад в экономике России не способствуют началу строительства новых проектов. Строительство проектов на финальных стадиях с гарантированным финансированием, вероятнее всего, будет завершено в течение 2016-2017 годов.
3) Интерес девелоперов и ритейлеров к крупным городам (Москва, Санкт-Петербург, города-миллионники) будет сохраняться во многом в связи с высокой покупательной способностью на этих рынках.
4) Торговые центры в городах с высокой обеспеченностью населения торговыми площадями (например, Екатеринбург, Краснодар, Тюмень, Ярославль) на данный момент нуждаются в реконцепции. Даже относительно небольшие по затратам меры могут повысить лояльность существующих посетителей и увеличить посещаемость торгового центра.
5) Крупные ритейлеры ценовых сегментов «средний» и «эконом» продолжат активную региональную экспансию: в 2016 г. развитие в регионах планируют такие розничные операторы, как OBI, LeroyMerlin, Декатлон, H&M, McDonald`s, KFC, Subway, Nathan`s Famous.
6) Другие сети, ради сохранения устойчивых позиций на рынке, продолжат сокращать нерентабельные торговые точки в регионах, что может привести к дальнейшему росту доли вакантных площадей на отдельных рынках и увеличению сроков заполняемости новых торговых центров.