Станет ли машино-место самостоятельным объектом недвижимости?

На вопросы сегодня отвечает Александра Диденко, юрист Коллегии адвокатов города Москвы «Барщевский и Партнеры».

6074

На вопросы сегодня отвечает Александра Диденко, юрист Коллегии адвокатов города Москвы «Барщевский и Партнеры».

- Расскажите о статусе машино-места в настоящее время.

В непростых условиях мегаполиса вопрос «где же оставить машину?» волнует чуть ли не каждого владельца автомобиля. Очевидным решением может стать приобретение собственного парковочного места. При плотной застройке, безусловно, преимущество оставляют за собой подземные паркинги и многоярусные автостоянки. Но, несмотря на это, в настоящее время место на такой парковке не признается самостоятельным объектом недвижимости, поскольку не указано в пункте 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ, определяющим перечень недвижимых вещей.

Более того, понятие «машино-место» отсутствует в законодательстве. Например, применительно к Москве, на основании пункта 1.7 Постановления Правительства Москвы от 17.03.2009 № 206-ПП «О проведении эксперимента по эксплуатации электромобилей и въезду транспортных средств на особо охраняемую природную территорию регионального значения «Памятник природы «Серебряный Бор» и ее охранную зону» понятие «машино-место» сводится к части земельного участка, предназначенного для размещения одного автотранспортного средства без прицепа. Таким образом, указанное определение неактуально, поскольку рассматривает автостоянку как объект, размещенный непосредственно на земельном участке.

В связи с этим, машино-место, расположенное в подземном паркинге или многоярусной автостоянке, может находиться в собственности только как часть здания или сооружения без индивидуализирующих признаков.

C целью решить данную проблему Минэкономразвития не так давно подготовило законопроект, в которомрасположенное в здании или сооружении машино-место, границы которого обозначаются разметкой, предлагается называть площадкой. Площадка войдет в перечень недвижимых вещей и станет отдельным объектом гражданских прав. Следовательно, машино-место будет подлежать кадастровому учету. На сегодняшний день известно, что данный законопроект направлен на доработку из-за неопределенности понятия «площадка».

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время вопрос с отнесением машино-места к самостоятельному объекту недвижимости будет решен положительно. Такой закон необходим, поскольку повлияет не только на вовлечение машино-места в гражданский оборот, но и приведет к единообразию судебной практики.

- Могут ли возникнуть проблемы у будущего собственника при регистрации права собственности на машино-место?

Исходя из самого названия Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, государственная регистрация права собственности осуществляется в отношении недвижимого имущества. 

Поскольку машино-место, как было отмечено ранее, не является объектом недвижимости, то получить свидетельство о праве собственности, где в качестве объекта прав будет указано машино-место, не представляется возможным.

На сегодняшний день сложилось несколько подходов к способам оформления машино-места в собственность.

Если машино-место изолировано и обособлено от других помещений в здании или сооружении, оно отвечает определению помещения и может быть учтено в качестве помещения в здании либо сооружении. Государственная регистрация прав на машино-место - помещение осуществляется на основании документов, указанных в Федеральном законе от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», включая кадастровый паспорт такого помещения.

В случае если машино-место не отвечает требованиям, предъявляемым к помещениям, и не обладает характеристиками, позволяющими отнести его к недвижимому имуществу, государственной регистрации подлежит доля в праве собственности, соответствующая данному машино-месту. Данная позиция сформулирована Минэкономразвития России в письме от 09.06.2011 N Д23-2475 и письме от 26.05.2015 N ОГ-Д23-7475, поэтому второй подход является более распространенным.

Следует отметить, что оформление машино-места как доли в общей долевой собственности имеет ряд недостатков. Во-первых, в силу пункта 1 статьи 246 и статьи 247 Гражданского кодекса РФ владение, пользование и распоряжение машино-местами, находящимися в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. При недостижении согласия порядок пользования собственностью будет определен решением суда. Во-вторых, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 250 Гражданского кодекса РФ собственник машино-места обязан перед продажей постороннему лицу предложить приобрести его другим собственникам машино-мест, известив в письменной форме. При этом следует отметить, что при продаже доли с нарушением преимущественного права покупки любой участник долевой собственности имеет право требовать перевода на него прав и обязанностей покупателя, обратившись в суд в течение трех месяцев.



журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 октября)

Новый проект Capital Group, распродажи Газпрома и Траста, сразу две крупные сделки Aspace, крупный апарт-отель в Петербурге, развитие ТЦ «Фили Град», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Электронная очередь: проиграет ли e-commerce «каменной рознице»?

В 2024-м впервые в истории российского рынка продажи одежды и обуви онлайн де-факто догнали оффлайн. С одной стороны, очевидно, что модель омниканальности в том виде, в котором игроки продвигали её много лет подряд – «онлайн не конкурирует, а дополняет оффлайн» – не работает: e-commerce не только конкурирует и уводит клиентов из «каменной розницы», но давно изменил доходность, форматы магазинов, потребительское поведение и расстановку сил. В пользу маркетплейсов традиционно говорят удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и цена. В пользу оффлайна – более высокое качество клиентского опыта, возможность примерки и тактильного контакта с товарами, «атмосферность», социализация и пр. С другой стороны, инфляция, удорожание и усложнение логистики, транзакций, падающий уровень сервиса, ценовая гонка, ужесточение условий работы и проблемы бизнес-модели самих маркетплейсов и электронной торговли в целом уже в ближайшие полгода могут сделать покупки в сети не такими привлекательными. Это, возможно, позволит отвоевать «каменной рознице» у онлайна не всё, но многое, а у e-commerce с середины 2025-го начнётся спад.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.10
Источник: Пресс-служба October Group
Открытие

В Питере открылся Well

Партнер October Group открыл первый апарт-отель Well формата well-being.
 
18.10
Источник: Lynks Property Management
Открытие

В ТЦ «Фили Град» будут «Дети и радости»

Детский клуб площадью 80 кв. м разместился на первом этаже торгового центра.
17.10
Источник: Пресс-служба «Железно»
Игроки рынка

«Железно» построит для регионов

Федеральный девелопер «Железно», чья штаб-квартира размещается в Кирове, планирует увеличить портфель КРТ проектов до 1 000 000 кв. м в 2024 г.
18.10
Источник: Aspace
Сделка

МТС Ads стала якорным арендатором Aspace Никольская

Компания заняла 622 рабочих места во флагманском пространстве Aspace, таким образом обеспечив практически 100%-ю заполняемость проекта. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
17.10
Источник: cre.ru
Аукцион

«ТРАСТ» продает права требования

Банк «ТРАСТ» выставил на торги права (требования) к владельцам коммерческой недвижимости в Москве.
 
17.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre