Как спроектировать клинику таким образом, чтобы соблюсти необходимые требования к качеству услуг, сервисной составляющей и экономической эффективности площадей, рассказал руководитель архитектурного бюро АРХКОН Илья Мейтыс на круглом столе «Недвижимость и инвестиции».
Прежде всего архитектор обозначил проблемы проектирования на основе опыта компании: «В процессе работы над клиникой EMC на Спиридоньевской улице мы столкнулись со множеством сложностей и противоречий: во-первых, хорошая с точки зрения бизнеса локация не являлась таковой для проектирования в силу сложностей согласования и проведения проектных и строительных работ в историческом центре столицы. Далее, общая площадь – всего 1500 тыс. кв. м - сравнительно небольшая для такой клиники, поэтому потребность в насыщении каждого кабинета клиники максимальным числом функций, вплоть до малой операционной и стационара, была очень острой. Наконец, для того, чтобы обеспечить доступ маломобильных граждан, требовался пандус – а места на тротуаре для него нет, пришлось использовать другие решения».
Как правило, у коммерческих клиник возникают следующие потребности: это организация круглосуточной работы, оптимизация числа кабинетов и работы сопутствующих процессов (клининг, питание, администрирование), а также максимальное увеличение клиентской зоны. Чтобы их правильно расположить и буквально «выжать» из существующей площади максимум, нужно руководствоваться несколькими принципами.
1. Приоритет сервисной составляющей. В первую очередь это алгоритм движения клиента по клинике и его взаимодействие с персоналом до приема врача.
В муниципальной поликлинике передвижение такое: посетитель получает талон в регистратуре либо в холле (с помощью специального устройства) и самостоятельно находит необходимый кабинет. Зачастую такую же схему используют и коммерческие клиники, размещающиеся в бывших городских больницах и ориентированные на обслуживание массового пациента.
В клинике бизнес-класса клиент передвигается от одной стойки ресепшион к другой, получая не только навигационную поддержку, но и информирование о возможности приема, загруженности врача, необходимости подождать.
В премиальных клиниках практикуется сопровождение пациентов от входа в клинику до кабинета врача.
2. При планировке кабинета необходимо не просто разместить оборудование, но и создать комфортные условия для посетителей, разместить удобным образом рабочее место, чтобы была возможность поприветствовать, встретить пациента – хорошо, когда врач может и встретить клиента, и удобно посадить его и родственников, и т.д. Недопустимо размещение врача спиной к входу.
3. Учет специфики услуг клиники. Они влияют на размещение кабинетов в структуре планировочной схемы. Например, услуги эстетической медицины зачастую располагают с «краю» с возможностью изолированного входа.
4. Сокращение вспомогательной площади. Это возможно, например, за счет замены медсестер ассистентами и расположения ассистентов в клиентской зоне (зоне ресепшион). Передача на аутсорсинг. Отказ от офисных кабинетов.
5. Двойное и тройное использование кабинетов в рамках действующих норм. Например, такие специалисты, как психиатр и невролог или хирург, проктолог и уролог соответственно могут вести прием в разное время в одном и том же кабинете.