Закрытый клуб инвесторов в европейскую гостиничную недвижимость

Константин Королев, инвестиционный директор компании Rusland SP в Европе

6827

Инвестиционный спрос на активы гостиничной недвижимости в Европе в 2017 г. не снижается, несмотря на то, что фиксируется меньшее количество сделок. Предложение действующих отелей ограничено и недостаточно для удовлетворения стабильно высокого спроса на них, причем как со стороны местных, так и международных покупателей. Сегодня инвесторы с удовольствием рассматривают даже девелоперские проекты, что еще недавно не было типичным явлением.


Подавляющее количество предложений о продаже гостиниц исходит от локальных брокеров/инвестиционных консультантов, при этом следует помнить, что брокеры и инвестиционные консультанты являются пассивными получателями информации о намерении собственников продать гостиницу и в большинстве своем не осуществляют активный поиск актива по заданным покупателем критериям.

Условно рынок предложений делится на открытый (on-market) и закрытый (off-market).

На открытом рынке циркулирует обычно относительное постоянное и небольшое количество объектов. Эти гостиницы могут быть предложены одновременно самыми разными агентствами недвижимости и, как правило, рассчитаны на не самого искушенного покупателя. Эти отели могут экспонироваться от нескольких недель до нескольких лет и обычно имеют невысокую инвестиционную привлекательность. Порой это не просто неликвид, а переоцененный дорогой актив с большим количеством номеров, который сам продавец считает «трофейными» - однако таковым участники рынка его не считают. В большинстве случаев, они предлагаются мелкими брокерами, которые получили информацию об этих отелях от более крупных брокерских фирм.

Off-market активы, как правило, предлагаются специализирующимися на отельной недвижимости средними/крупными брокерами или инвестиционными консультантами. Многие из них уже имеют список постоянных партнеров-инвесторов, с которыми имеется история заключения сделок и с которыми вся процедура оповещения, согласования и оформления сделок проходит быстро и комфортно для всех сторон, включая собственника актива.

Таким образом, большинство специализированных брокеров - к которым в основном и поступают предложения на продажу от собственников гостиниц – уже изначально имеют внушительный набор инвесторов (в среднем 20-25), в адрес которых в первую очередь и осуществляется рассылка информации о новых поступлениях. При существующем высоком спросе на отели, брокеры/инвестиционные консультанты особо не заинтересованы в расширении списка инвесторов, если только не увидят, что новый инвестор представляет собой заслуживающую внимания структуру с серьезными намерениями и финансовыми возможностями. Хорошие активы по адекватной цене не залеживаются - даже крупные международные консультанты не располагают большими портфелями инвестиционных гостиничных активов на постоянной основе; и благодаря высокому обороту гостиниц имеют в наличии, как правило, лишь несколько единиц объектов.

Рынок очень консервативен - он не раскрывает и не распространяет информацию о качественных активах  неизвестным и непонятным для рынка инвесторам. Незнакомого инвестора могут протестировать, направив 1-2 актива на продажу и, изучив его профессионализм и нацеленность на результат, либо принять в круг общения, либо отказать ему в этом (причем отказ будет неформализованным – клиенту попросту ограничат доступ к информации об объекте).

Нахождение в этом инвестиционном «клубе для общения» не может для новичка продолжаться длительно и должно подкрепляться сделками. Если в течение некоторого времени потенциальный инвестор не совершает покупок, на фоне совершения покупок другими членами «клуба», его постепенно начинают забывать.

Выбор окончательного покупателя делает собственник гостиницы, который по результатам проведенного тендера и полученных Binding Offers (предложение о покупке) определяет наиболее приемлемого для себя участника сделки.

Российские покупатели занимают весьма незначительную долю на европейском инвестиционном рынке в сегменте hospitality & leisure.

Одна из главных причин - это завышенные ожидания от рынка, когда вполне понятное желание российского инвестора купить «идеальный актив», т.е. отель, обладающий набором исключительных характеристик, сталкивается с серьезным дефицитом предложения. Часто в качестве «идеального актива» инвесторы подразумевают гостиницы, расположенные в самых привлекательных европейских городах, с количеством номеров не менее 100, не требующих инвестиций в реновацию, с относительно невысокой ценой и доходностью, напротив, превышающей рыночную на 2-3%. Само по себе желание не вызывает возражений, если бы не описанная выше ситуация на рынке, которая ставит под сомнение идею обнаружения и покупки «идеального актива», и тогда чем-то приходится пожертвовать – локацией, доходностью, расходами на ремонт.

Во-вторых, продавцы гостиниц всегда хотят видеть «идеального покупателя» - прозрачного инвестора, о котором можно получить информацию в открытых источниках, с легализованными средствами для финансирования покупки, зарегистрированной в Европейском Союзе компанией, с открытом счетом в европейском банке, наличием подтвержденных средств для первоначального внесения аванса или взноса для участия в тендере, солидной (международной) юридической компанией, которая обслуживает инвестора, и т.д. Не все российские инвесторы попадают в категорию «идеального покупателя», то есть бизнес-культуру во многих российских инвесторах, особенно в крупных частных предпринимателях, нужно воспитывать годами.

В-третьих, необходимо признать, что рынок с определенным предубеждением смотрит на российских инвесторов. Многие европейские профессионалы в сегменте гостиничной недвижимости отмечают неповоротливость, длительность принятия решений, завышенные ожидания, сложность в коммуникациях или неготовность продемонстрировать прозрачность компании-покупателя. По указанным причинам общение с инвесторами из России очень часто не приводит ни к какому положительному результату. При избыточном количестве понятных и прогнозируемых инвесторов и инвестброкеры, и сами собственники европейских отелей не рассматривают россиян в первую очередь.

Таким образом, следует отметить, что существуют неформализованные препятствия, вполне преодолимые, но, тем не менее, осложняющие вход российского инвестора на высокоорганизованный рынок европейской недвижимости. Для достижения результата российскому инвестору необходимо проявить лучшие качества профессионального игрока – соблюдать существующие правила и быть убедительней конкурентов. Именно конкурентов, поскольку конкуренция начинается уже на этапе получения информации о продающемся объекте и продолжается впоследствии вплоть до приобретения актива. Получение доступа к информации о предполагаемой продаже напрямую от собственника или его непосредственного представителя/брокера на off-market условиях нужно рассматривать как большую удачу для будущего покупателя.

Для того чтобы получить постоянный и продуктивный доступ к информации об off-marketпредложениях, необходимо создать уверенность у участников рынка в состоятельности инвестора, его подготовленности к сделкам и серьезности намерений на совершение сделки/сделок, т.е. безусловно следует позиционировать инвестора как серьезного покупателя, заслуживающего внимания и усилий с их стороны. 




иГРОКИ РЫНКА

Королев Константин

Консалтинг и брокеридж

Rusland SP

Материалы по теме

Интервью

Арон Либинсон: «Гостиница – это не арендный бизнес: в него надо быть вовлеченным»

Арон Либинсон, вице-президент IHG по операционной деятельности и развитию бизнеса в России и странах СНГ, о трудностях, которые поджидают международных отельеров в России, сбалансированности гостиничного бизнеса и его инвестиционной привлекательности.

10.01
Точка зрения

Студенческая гостиница – новый инвестиционный продукт для России

Марина Усенко, европейский партнер в департаменте гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Russia
08.06

журнал CRE 1(446)

Февраль 2025
Из печати вышел традиционный ежегодный номер прогнозов журнала Commercial Real Estate. Более шестидесяти топ-менеджеров российских компаний рассуждают о будущем рынка недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. Инвестиции. Коллективное и сознательное Девелопмент. Рубль сберегут Управление недвижимостью. В имени тебе моём Консалтинг. Команда молодости нашей Право. По закону и по душе Читать PDF версию журнала

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (10-16 февраля)

Еще один бизнес-центр построят на Белорусской, NF Group закрепится на Бали, в Level Box Терехово состоялась крупная сделка, Becar FM расширяет сотрудничество с DDX, у Nikoliers новый проект в Петербурге. Эти и другие новости, а также отчет о первом мероприятии CRE Events в новом году - в нашей традиционной подборке.
16.02
Источник: CMWP
Проект

CMWP разработала мастер-план «СмартСити – Новосибирск»

Компания представила мастер-план и эффективные модели по реализации инновационного микрорайона на заседании Правительства Новосибирской области 4 февраля 2025 г. На территории более 180 га появится новая жилая и деловая инфраструктура: дома, школы, детские сады, уникальный парк, а также научно-исследовательские, производственные и спортивные объекты. Проект был успешно утвержден. 
19.02
Источник: CRE
Аукцион

На Селигере продают базу отдыха

В лот включены земельные участки общей площадью 32,3 га и 12 летних домиков общей площадью 333 кв. м. Начальная цена - 173,7 млн рублей.
19.02
Источник: Источник: ТРЦ "Весна!", Central Properties. Автор идеи - Александра Бартель. Дизайн - Ася Воронцова
Экспертный анализ

Ноги в тепле: как возможные изменения в геополитике отразятся на рынке недвижимости

Геополитические изменения и «отклонения от прежнего курса» в последние три недели стали причинами десятков «тёплых» прогнозов: от возможного возвращения в Россию в разном формате и статусе покинувших её в 2022-м инвесторов, девелоперов, консультантов и юристов до возвращения же в торговые центры транснациональных брендов уже к концу года. Однако второй – с девяностых – «великий приход» западных и прозападных игроков может стать для российской отрасли и всей экономики намного более серьёзной проблемой, чем их уход.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
19.02
Источник: KravtGroup
Назначения

Андрей Жамкин присоединился к KravtGroup

Андрей назначен исполнительным директором гостиничной управляющей компании.
20.02
Источник: CRE
Игроки рынка

БЦ White Stone задолжал Сбербанку 20 миллиардов

Кредитная организация подала иск о банкротстве компании «Старгланс», на балансе которой находится бизнес-центр арендопригодной площадью 39,7 тыс. кв. м у метро «Белорусская».
17.02
Источник: NC Logistic
Сделка

NC Logistic арендовал 10 000 кв. м в «Северном Домодедове»

3PL-оператор арендовал дополнительный блок под конкретного клиента, который является крупным поставщиком и производителем косметических средств.
19.02

подпишись НА эксклюзивные новости cre