Пандемии вопреки: вакантность в ТЦ Петербурга снизилась за год

Неожиданный результат 2020 года зафиксировали аналитики JLL. Однако специалисты отмечают, что в четвертом квартале площади ТЦ активно заполнялись сезонными товарами на коротких договорах, а реальную картину можно будет оценить только в 2021 году.

 

3233
Изображение взято из источника: РБК Недвижимость

По данным JLL, 2020 год для рынка торговой недвижимости Петербурга был одним из самых сложных за всю историю его существования. Большая часть магазинов не работала 4 месяца, временно закрывался и открывался общепит. Несмотря на это, торговые центры завершили год с низкими показателями вакантности, которые не прогнозировались даже на стабильном рынке до начала пандемии. На конец декабря 2020 года свободными оставались 3,4% площадей, что на 0,2 п.п. ниже, чем год назад. Открытие двух новых торговых центров (Green Park в Славянке и третья очередь Outlet Village Pulkovo) в конце года не повлияло на изменение доли вакантности.

 


 

Несмотря на снижение вакантности, пока рано говорить о восстановлении спроса на докризисным уровне. Освобождающиеся помещения в 4 квартале арендодатели активно заполняли магазинами с сезонными товарами (верхняя одежда и головные уборы, новогодние украшения и елки и др.) на условиях краткосрочной аренды, а текущие арендаторы вели переговоры о продлении скидок на следующий год.

В Санкт-Петербурге распределение объема пустующих площадей отличается в зависимости от формата объекта. Наибольшая доля вакантности (5%) по итогам 2020 года наблюдается в небольших окружных и районных торговых центрах, поскольку там в большей степени представлены индивидуальные предприниматели и малый бизнес, значительно пострадавшие от простоя в работе в период пандемии.

Сокращение покупательского трафика на 20-30%, а также смещение акцентов на товары первой необходимости и активное развитие онлайн-торговли привело к закрытию магазинов ряда сетевых операторов. В торговых центрах сократили присутствие такие бренды, как Mixit, «Связной», Reike, «Шарпей», Concept Club и др.

При этом, в топовых торговых центрах свободными остаются не более 2% площадей. В течение года они пополнились новыми брендами, ранее не представленными в городе. В «Галерее» открылся монобрендовый бутик спортивных товаров The North Face, в «Охта Молле» и «Питер Радуге» – магазин итальянской косметики Kiko Milano, в «Мега Дыбенко» магазин итальянской одежды Calliope, а в «Меркурий» пришел s.Oliver Shoes. Петербургские аутлеты пополнились такими брендами, как Zilli, Gramz, Coccodrillo, Mees. Sokolov открыл сразу несколько ювелирных магазинов под конец года.

«Анализируя итоги 2020 года, ритейлеры продолжат искать баланс между онлайн и офлайн магазинами, оптимизируя свое присутствие в торговых центрах. Уже в 2021 году мы увидим реальную картину изменившегося спроса. Прогнозируется рост вакантности в торговых центрах с устаревшими концепциями и увеличение в них доли несетевых ритейлеров», – комментирует Наталия Киреева, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге.

Кроме того, на перераспределение арендаторов между торговыми центрами в 2021 году может повлиять открытие трех новых объектов арендопригодной площадью 62 тыс. кв. м, что больше, чем за 4 последние года. На высокой стадии готовности, хотя и приостановлена пока, четвертая очередь «Заневского каскада» на «Ладожской», строится торговый центр в жилом квартале «Солнечный город» на юго-западе. Уже введен в эксплуатацию, но не открыт «Спутник» у метро «Ломоносовская».



 

2020 год в торговых центрах Санкт-Петербурга проходил под лозунгом «ставки сделаны, ставок больше нет». Действующие арендаторы весь год вели переговоры по коммерческим условиям в рамках текущих договоров аренды. Однако большинство собственников согласовывали скидки лишь на короткую перспективу с последующим возвращением к этим переговорам. Для новых арендаторов зачастую предоставлялась скидка на аренду на первые месяцы после открытия с последующим повышением по мере восстановления трафика комплекса. Тем не менее, запрашиваемые арендные ставки снизились существенно. В то время как год назад максимальные ставки для стандартного магазина арендуемой площадью 100 кв. м, расположенного на 1-м этаже торговой галереи, достигали 80 тыс. руб. за кв. м в год (без НДС и операционных расходов), то в декабре 2020 года они снизились до 60 тыс. руб. Мы прогнозируем возвращение арендных ставок на докризисный уровень не раньше 4 квартала 2021 года.
 



иГРОКИ РЫНКА

IBC Real Estate

Киреева Наталия

Консалтинг и брокеридж

IBC Real Estate

Материалы по теме

Источник: РБК Недвижимость
Экспертный анализ

Москва впервые обошла регионы по вводу новых ТЦ

В 2020 году впервые за историю наблюдений доля Москвы в общем строительном объеме превысила долю регионов – 55% против 45% соответственно, следует из аналитического отчета Marketbeat Lite от международной консалтинговой компании Cushman & Wakefield.

13.01
Точка зрения

Итоги года: ТЦ умерли, да здравствуют многофункциональные центры

Нужно ли говорить, что этот год перевернул нашу жизнь с ног наголову, заставив перестраивать свою жизнь, быт, бизнес. Случившиеся с нами перемены стимулировали появление новых трендов, форматов, правил и даже смыслов, которые будут развиваться в следующем году. Сформулировать наиболее яркие из них предлагает президент Magic Group Александр Перемятов.

24.12
Источник: к/ф ДМБ
Исследования рынка

Новые ТЦ видишь? И я не вижу...

Согласно данным JLL, пандемия вернула показатель ввода торговых центров в регионах России на уровень 2003 года. Абсолютный минимум ввода качественных объектов также был зафиксирован в городах-миллионниках.

22.12

журнал CRE 13-14 (412-413)

Июль-Август
Очередной номер журнала CRE вышел  в печатном формате. Журнал выпущен при поддержке: MD Facility Management   Альфа-Сервис   Comcity   ricci   Группа компаний Спектрум   Metrika Investments     O1 Standard   Knight Frank   ОСТАНКИНО BUSINESS PARK   Михайловский Девелопмент В НОМЕРЕ: Актуально ДОРОГИЕ ВСЕ Почему в России продолжает дорожать всё и вся?   ВСЁ НИЖЕ И НИЖЕ Вернёт ли падающая ключевая ставка интерес к коммерческой недвижиммости?   Тема номера УПАЛ,...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (1 - 7 августа)

AFI Development завершила строительство офиса для «Тинькофф», ФНС хочет почти миллиарда от Zenden, на логопарк «Южные врата» претендует девелопер жилья, а CRE Federal Awards 2022 всё ближе. Об этом и многом другом – в нашей традиционной еженедельной подборке.
07.08
Источник: CRE
CRE Awards

Финалисты CRE Federal Awards 2022. Часть 3

Определились финалисты ежегодной премии в области коммерческой недвижимости в номинациях «Девелопер года» и «Персона года».
09.08
Источник: CRE
Открытие

«Fабрика» открыла первый коворкинг в Москве

Проект площадью 1 400 кв. м расположился в здании «НИИСА» на Волгоградском проспекте.
08.08
Источник: CRE
Открытие

«Чижик» открыл РЦ на 17,4 тыс. кв. м в Москве

Мультитемпературный склад будет обслуживать 250 магазинов в Москве и Подмосковье.

10.08
Источник: Radius Group
Игроки рынка

Radius Group переходит на российскую CRM

Решение InState Real Estate CRM заменит американскую SalesForce, уходящую с рынка.
10.08
Источник: Nikoliers
Назначения

В Nikoliers новый операционный директор

Региональным операционным директором компании стала Ирина Песоцкая, ранее занимавшая должность регионального директора по персоналу.
09.08
Источник: Ситилинк
Назначения

Александр Лозовский стал директором по закупкам «Ситилинка»

В новой роли он будет заниматься расширением ассортимента и открытием новых категорий, а также займется реализацией новой стратегии компании.

10.08

подпишись НА эксклюзивные новости cre