Отдых для своих: бум внутреннего туризма спасает экономику городов

В 2022 году туристическая индустрия в нашей стране переходит в новый режим существования. Изменится логистика перемещений, схемы бронирования, стоимость строительства и эксплуатации туристических объектов. Бизнес начнет пересматривать модели взаимодействия с целевой аудиторией, а жители России начнут осваивать внутренние направления, которые почти полностью заменять внешние поездки. Главные точки на карте городского туризма России - Москва и Санкт-Петербург начнут еще более активно переориентироваться на внутренний спрос, одновременно с этим пытаясь адаптироваться к новым реалиям. О том, как туризм поможет стимулировать городскую экономику в условиях кризиса и как при его помощи обновлять ткань пространства рассказывает Мария Николаева, глава архитектурного бюро MAD Architects.
3260
Изображение взято из источника: MAD Architects
Для любого мегаполиса развитие туризма – это источник получения доходов, важный инструмент стимуляции потребительской активности, бизнеса, создания рабочих мест, а также способ улучшить инфраструктуру, качество услуг в целом. Нельзя забывать и о том, что развитие туристической отрасли помогает динамично модернизировать благоустройство и улучшать качество среды в целом.

Избежать так называемого «эффекта Барселоны» в виде перегрузки базовой инфраструктуры гостями города можно, формируя специализированные или локальные туристических бренды. Это спортивные, исторические, культурные или религиозные локации, целенаправленно привлекающие те или иные категории гостей. Такой подход позволит перераспределить потоки и разгрузить наиболее очевидные для посещения достопримечательности. Кроме того, инфраструктуру можно диверсифицировать в зависимости от разных типов платежеспособного спроса. Так, в уже упомянутой Барселоне до эпидемии коронавируса чиновники занимались постепенной адаптацией цен и услуг для людей среднего класса и выше. Впрочем, стратегия наоборот может быть ориентированной на более демократичные форматы отдыха. В таком большом городе как Москва огромную роль играет равномерное распределение потоков вдоль ткани пространства. Как и в случае с рабочими местами, привлекательные рекреационные точки для туристов должны создаваться в разных районах. Это не только поможет разгрузить исторический центр или наиболее знаковые локации, но также стимулировать полицентричный характер развития, локальную микроэкономику, улучшать общее качество городской среды.

В данном контексте важен не формальный объем туристского потока, а то насколько эффективно город работает с ним. Москва и Санкт-Петербург составляют ядро современной туристической отрасли России и не испытывают дефицита во въездном трафике. Эти города способны принимать огромное количество людей с самыми разными интересами, поэтому для гармоничного развития среды ключевым становимся вопрос привлечения туристов в мало раскрученные локации, районы и достопримечательности. В обеих столицах есть множество уникальных локаций с огромным рекреационным потенциалом, которые пока еще плохо или вовсе не интегрированы в структуру туристической отрасли. В Санат-Петербурге это Кронштадт, район Коломны и Охтинский мыс, а в Москве - отдаленные от ТТК внешние районы и парковые ансамбли. Одной из смелых идей в данном контексте можно назвать создание межмузейного общественного кластера в Коммунарке, который призван стать общественной локацией, соперничающей по привлекательности с общепризнанными достопримечательностями старой Москвы.

Одним из перспективных туристических продуктов альтернативного формата могут стать «городские курорты.  Интерес к данному девелоперскому продукту вырос во период пандемии, так многие отели начали развивать дополнительные сервисы с целью привлечь внимание локальных жителей, а не только приезжающих. Отельные сети Accor и Radisson Hotel Group уже более года предлагают для своих клиентов услугу «офис в отеле». При бронировании услуги в гостинице Accor клиент может пользоваться гостиничным юнитом в качестве личного офиса с 9 утра до 6 вечера. Идеи полицентризма, помогающие получить качественные услуги и сервисы в пределах 15-минутной доступности любой части города все чаще находят свое отражение в офисных, гостиничных и жилых концепциях.
 
В больших городах, с большими скоростями жизни, высоким уровнем стресса наличие таких мест отдыха будет пользоваться большой популярностью. В целом подобная модель будет успешна в крупных городах миллионниках, где популярны иди здорового образа жизни, есть обеспеченный средний класс, который нуждается в полноценном и качественном отдыхе и готов предоставить платежеспособный спрос.
 
Главный плюс экономики подобных проектов — это диверсификация источника доходов, так как при падении туристического потока и различных запретах поддержать спрос можно за счет местного населения. Это позволяет гостиницам выровнять фактор сезонности, повысить гибкость бизнес-модели и качество собственной среды в целом. Я считаю, что формат проживания в «городских курортах» во временном контексте можно разделить на два сценария. Первый подразумевает кратковременный отдых в рамках абонемента, аналогично со схемой посещения фитнес-зала, а второй – это формат семейного отдыха на уикэнд или праздничные дни. Сезонность в этом случае будет выражена минимально за счет того, что такие услуги вполне могут пользоваться стабильным спросом в формате абонементов.
 
Точные параметры окупаемости данных проектов станут понятны через несколько лет, так как пока это достаточно новое явление для рынка. Впрочем, принимая во внимание активный рост сегмента, можно предположить, что «городские курорты» уже сейчас приносит хорошую прибыль и помогают гостиничному бизнесу справиться с факторами кризиса.
 
Другим ключевым направлением в контексте развития синергии туризма и городской экономики должна стать работа с неосвоенными территориями, такими как бывшие промышленные зоны. Именно они выступают в качестве основного земельного резерва развития среды. Кроме того, подобные локации часто характеризуются богатым архитектурным прошлым, что можно выгодно использовать для стимуляции туризма. Промышленную и культурную историю важно не только сохранять или консервировать, а трансформировать в новый экономический потенциал. Районные достопримечательности и памятники нужно подвергать многослойному переосмыслению с целью актуального использования. Так, город сможет формировать новые точки общественной активности, развивать интерес к малоизвестным территориям, в том числе и среди гостей.  В сложившейся внешнеполитической и экономической обстановке концепция «город в городе» обладает огромным потенциалом и в данном контексте будет расти популярность локальных общественных кластеров, формируемых на базе старых объектов. Работа с ними позволит создать здоровую альтернативу существующим крупным площадкам.

За последние 10 лет власти Москвы и Санкт-Петербурга перешли к комплексному подходу развития индустрии туризма и стремятся работать с максимальном количество инструментов привлечения гостей. Повторюсь, что в данном контексте необходимо усилить работу по формированию и популяризации локальных территориальных брендов, учитывая богатое историческое и культурное наследие. Этот процесс должен проводиться через призму ответственного отношения к архитектуре. Старые рекреационные объекты и территории нужно подвергать бережному переформатированию, не разрушая морфотип сложившейся застройки. Помочь в этом деле могут новые типы зонирования исторических комплексов, их восстановление с дальнейшей сменой функционала на тот, в котором нуждается район. Так можно и сохранить уникальность локальной архитектуры, создать новые общественные центры притяжения и точки роста районной экономики. Они будут транслировать историю и одновременно нести полезный функционал, генерируя прибыль.

В ближайшее время внутренний туризм в России получит мощный импульс развития и станет приоритетным направлением для подавляющего большинства граждан. Данный тренд продлится не сезон и не два, а станет определяющим на ближайшее десятилетие. Работа на этом направлении поможет поддержать многие направления бизнеса. Так, в городском контексте реализация новых туристических кейсов позволит сохранить динамику обновления среды, проведения благоустройства, развития инфраструктуры и поддержания локальных экономик в целом.


иГРОКИ РЫНКА

MAD Architects

Николаева Мария

Архитектура

MAD Architects

Материалы по теме

Источник: sochi.ru
Экспертный анализ

JLL: Туристы готовы платить за море и горы

Тариф и доход на доступный номер в Сочи достигли рекордного уровня. При этом удорожание вместе с введением QR-кодов ограничили спрос на отели главного российского курорта.
01.02
Источник: Lottehotel.com
Экспертный анализ

Colliers: Гостиницы Москвы вышли на 60% заполняемость

По сравнению с предыдущим годом в 2021 г. заполняемость выросла более чем в 1,5%, однако на допандемийный уровень она пока не вышла.
26.01
Источник: sokol-slavhotels.ru
Рейтинг

Cushman & Wakefield: Петербург возглавил рейтинг привлекательности для отельеров

Согласно опросу гостиничных операторов, в первую тройку привлекательных для гостиничного бизнеса городов РФ помимо Северной столицы входят Москва и Сочи. Год назад первое место занимала Москва.
25.01

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre