Отдых для своих: бум внутреннего туризма спасает экономику городов

В 2022 году туристическая индустрия в нашей стране переходит в новый режим существования. Изменится логистика перемещений, схемы бронирования, стоимость строительства и эксплуатации туристических объектов. Бизнес начнет пересматривать модели взаимодействия с целевой аудиторией, а жители России начнут осваивать внутренние направления, которые почти полностью заменять внешние поездки. Главные точки на карте городского туризма России - Москва и Санкт-Петербург начнут еще более активно переориентироваться на внутренний спрос, одновременно с этим пытаясь адаптироваться к новым реалиям. О том, как туризм поможет стимулировать городскую экономику в условиях кризиса и как при его помощи обновлять ткань пространства рассказывает Мария Николаева, глава архитектурного бюро MAD Architects.
2517
Изображение взято из источника: MAD Architects
Для любого мегаполиса развитие туризма – это источник получения доходов, важный инструмент стимуляции потребительской активности, бизнеса, создания рабочих мест, а также способ улучшить инфраструктуру, качество услуг в целом. Нельзя забывать и о том, что развитие туристической отрасли помогает динамично модернизировать благоустройство и улучшать качество среды в целом.

Избежать так называемого «эффекта Барселоны» в виде перегрузки базовой инфраструктуры гостями города можно, формируя специализированные или локальные туристических бренды. Это спортивные, исторические, культурные или религиозные локации, целенаправленно привлекающие те или иные категории гостей. Такой подход позволит перераспределить потоки и разгрузить наиболее очевидные для посещения достопримечательности. Кроме того, инфраструктуру можно диверсифицировать в зависимости от разных типов платежеспособного спроса. Так, в уже упомянутой Барселоне до эпидемии коронавируса чиновники занимались постепенной адаптацией цен и услуг для людей среднего класса и выше. Впрочем, стратегия наоборот может быть ориентированной на более демократичные форматы отдыха. В таком большом городе как Москва огромную роль играет равномерное распределение потоков вдоль ткани пространства. Как и в случае с рабочими местами, привлекательные рекреационные точки для туристов должны создаваться в разных районах. Это не только поможет разгрузить исторический центр или наиболее знаковые локации, но также стимулировать полицентричный характер развития, локальную микроэкономику, улучшать общее качество городской среды.

В данном контексте важен не формальный объем туристского потока, а то насколько эффективно город работает с ним. Москва и Санкт-Петербург составляют ядро современной туристической отрасли России и не испытывают дефицита во въездном трафике. Эти города способны принимать огромное количество людей с самыми разными интересами, поэтому для гармоничного развития среды ключевым становимся вопрос привлечения туристов в мало раскрученные локации, районы и достопримечательности. В обеих столицах есть множество уникальных локаций с огромным рекреационным потенциалом, которые пока еще плохо или вовсе не интегрированы в структуру туристической отрасли. В Санат-Петербурге это Кронштадт, район Коломны и Охтинский мыс, а в Москве - отдаленные от ТТК внешние районы и парковые ансамбли. Одной из смелых идей в данном контексте можно назвать создание межмузейного общественного кластера в Коммунарке, который призван стать общественной локацией, соперничающей по привлекательности с общепризнанными достопримечательностями старой Москвы.

Одним из перспективных туристических продуктов альтернативного формата могут стать «городские курорты.  Интерес к данному девелоперскому продукту вырос во период пандемии, так многие отели начали развивать дополнительные сервисы с целью привлечь внимание локальных жителей, а не только приезжающих. Отельные сети Accor и Radisson Hotel Group уже более года предлагают для своих клиентов услугу «офис в отеле». При бронировании услуги в гостинице Accor клиент может пользоваться гостиничным юнитом в качестве личного офиса с 9 утра до 6 вечера. Идеи полицентризма, помогающие получить качественные услуги и сервисы в пределах 15-минутной доступности любой части города все чаще находят свое отражение в офисных, гостиничных и жилых концепциях.
 
В больших городах, с большими скоростями жизни, высоким уровнем стресса наличие таких мест отдыха будет пользоваться большой популярностью. В целом подобная модель будет успешна в крупных городах миллионниках, где популярны иди здорового образа жизни, есть обеспеченный средний класс, который нуждается в полноценном и качественном отдыхе и готов предоставить платежеспособный спрос.
 
Главный плюс экономики подобных проектов — это диверсификация источника доходов, так как при падении туристического потока и различных запретах поддержать спрос можно за счет местного населения. Это позволяет гостиницам выровнять фактор сезонности, повысить гибкость бизнес-модели и качество собственной среды в целом. Я считаю, что формат проживания в «городских курортах» во временном контексте можно разделить на два сценария. Первый подразумевает кратковременный отдых в рамках абонемента, аналогично со схемой посещения фитнес-зала, а второй – это формат семейного отдыха на уикэнд или праздничные дни. Сезонность в этом случае будет выражена минимально за счет того, что такие услуги вполне могут пользоваться стабильным спросом в формате абонементов.
 
Точные параметры окупаемости данных проектов станут понятны через несколько лет, так как пока это достаточно новое явление для рынка. Впрочем, принимая во внимание активный рост сегмента, можно предположить, что «городские курорты» уже сейчас приносит хорошую прибыль и помогают гостиничному бизнесу справиться с факторами кризиса.
 
Другим ключевым направлением в контексте развития синергии туризма и городской экономики должна стать работа с неосвоенными территориями, такими как бывшие промышленные зоны. Именно они выступают в качестве основного земельного резерва развития среды. Кроме того, подобные локации часто характеризуются богатым архитектурным прошлым, что можно выгодно использовать для стимуляции туризма. Промышленную и культурную историю важно не только сохранять или консервировать, а трансформировать в новый экономический потенциал. Районные достопримечательности и памятники нужно подвергать многослойному переосмыслению с целью актуального использования. Так, город сможет формировать новые точки общественной активности, развивать интерес к малоизвестным территориям, в том числе и среди гостей.  В сложившейся внешнеполитической и экономической обстановке концепция «город в городе» обладает огромным потенциалом и в данном контексте будет расти популярность локальных общественных кластеров, формируемых на базе старых объектов. Работа с ними позволит создать здоровую альтернативу существующим крупным площадкам.

За последние 10 лет власти Москвы и Санкт-Петербурга перешли к комплексному подходу развития индустрии туризма и стремятся работать с максимальном количество инструментов привлечения гостей. Повторюсь, что в данном контексте необходимо усилить работу по формированию и популяризации локальных территориальных брендов, учитывая богатое историческое и культурное наследие. Этот процесс должен проводиться через призму ответственного отношения к архитектуре. Старые рекреационные объекты и территории нужно подвергать бережному переформатированию, не разрушая морфотип сложившейся застройки. Помочь в этом деле могут новые типы зонирования исторических комплексов, их восстановление с дальнейшей сменой функционала на тот, в котором нуждается район. Так можно и сохранить уникальность локальной архитектуры, создать новые общественные центры притяжения и точки роста районной экономики. Они будут транслировать историю и одновременно нести полезный функционал, генерируя прибыль.

В ближайшее время внутренний туризм в России получит мощный импульс развития и станет приоритетным направлением для подавляющего большинства граждан. Данный тренд продлится не сезон и не два, а станет определяющим на ближайшее десятилетие. Работа на этом направлении поможет поддержать многие направления бизнеса. Так, в городском контексте реализация новых туристических кейсов позволит сохранить динамику обновления среды, проведения благоустройства, развития инфраструктуры и поддержания локальных экономик в целом.


иГРОКИ РЫНКА

MAD Architects

Николаева Мария

Архитектура

MAD Architects

Материалы по теме

Источник: sochi.ru
Экспертный анализ

JLL: Туристы готовы платить за море и горы

Тариф и доход на доступный номер в Сочи достигли рекордного уровня. При этом удорожание вместе с введением QR-кодов ограничили спрос на отели главного российского курорта.
01.02
Источник: Lottehotel.com
Экспертный анализ

Colliers: Гостиницы Москвы вышли на 60% заполняемость

По сравнению с предыдущим годом в 2021 г. заполняемость выросла более чем в 1,5%, однако на допандемийный уровень она пока не вышла.
26.01
Источник: sokol-slavhotels.ru
Рейтинг

Cushman & Wakefield: Петербург возглавил рейтинг привлекательности для отельеров

Согласно опросу гостиничных операторов, в первую тройку привлекательных для гостиничного бизнеса городов РФ помимо Северной столицы входят Москва и Сочи. Год назад первое место занимала Москва.
25.01

журнал CRE 5 (425)

Май, 2023
Вышел из печати майский CRE #5 (425) Журнал выпущен при поддержке: Comcity O1 Standard NF Group Sawatzky Property Management MD Facility Management PLT KR Properties MR-Group Raven Russia ГАЛС RD Management Central Properties Столица Менеджмент CORE.XP ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ Репортаж ТОЧКА ПРИТЯЖЕНИЯ  Фотоотчет с юбилейной премии CRE Moscow Awards 2023 Тема номера АРАБСКОЕ ЗОЛОТО По данным Bloomberg, в прошлом году россияне купили в Дубае больше всего недвижимости сре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (29 мая - 4 июня)

Уход Эмина Агаларова из Crocus Group, крупные сделки на складском рынке, новый резидент Manufaqtury на Поклонке, проект БЦ на Киевской, а также новые статьи из журналов CRE Retail и CRE Склады и логистика – в нашей традиционной подборке.
04.06
Источник: CRE
Сделка

Multicold выкупил склады ушедшего ритейлера Otto

Рыночная стоимость 46,8 тыс. кв. м складов в Тверской области оценивается в 2,3 млрд рублей, однако российскому оператору они могли достаться вдвое дешевле.
02.06
Источник: Bright Rich | CORFAC International
Сделка

В «Технопарк М4» довезли сантехнику

Производитель сантехники Ceramica Nova арендовал свыше 2,7 тыс. кв. м в комплексе HD Development. Сделку сопровождал департамент складской и индустриальной недвижимости Bright Rich.
02.06
Источник: IBC Real Estate
Сделка

IBC Real Estate переселилась в БЦ Lighthouse

В течение 10 лет JLL, а потом и IBC Real Estate располагалась в другом офисном центре компании O1 Properties - БЦ «Вивальди Плаза».
06.06
Источник: УК "Столица Менеджмент"
Открытие

ТРЦ «Небо» принял 8 новых арендаторов

За месяц в торговом центре открылись: Oodji, «МосИгра», Ozon, FiroLife, Anigami, Blanc Mariclo, «Майор Ник», Incity. Еще три новых магазина на 452 кв. м должны открыться в ближайшее время. УК «Столица Менеджмент» рассказала об открытиях.

02.06
Источник: cre.ru
Назначения

В «Магните» грядут кадровые перемены

«Магнит» поменяет структуру управления.
 
02.06
Источник: Магазин Магазинов
Проект

«Магазин Магазинов» завершает реконцепцию первого этажа ТЦ «Обними»

В результате здесь откроются Gloria Jeans на 1 150 кв. м, Kari Kids площадью 800 кв. м, Funday на 770 кв. м, Familia в новом формате площадью 1200 кв. м, дискаунтер Чеснок (входит в состав белорусской сети «Евроопт») займет около 2 500 кв. м.
06.06

подпишись НА эксклюзивные новости cre

Всегда будьте в курсе новостей CRE
Наш телеграм