Андрей Кошкин, председатель совета директоров группы «Ярд», о проекте фудмолла «Ангар»

544

Тренд открытия гастропространств в Москве (а теперь и в Санкт-Петербурге, и городах-миллионниках), который мы наблюдаем последние три года - с одной стороны, конечно, один из самых «красивых» и интересных ответов рынка на кризис. Покупательская способность продолжает падать, потребительская модель – трансформироваться, и тем немногим, за что еще вообще готов платить российский клиент, остаются еда и впечатления. Гастромаркеты, фудхоллы и фудмоллы в этом смысле - идеальная концепция, потому что там есть и первое, и второе. Кроме того, в результате влияния макроэкономических факторов и нестабильного курса рубля, люди стали намного реже путешествовать, поэтому получить «все кухни мира» в одном месте – предложение для потребителя весьма заманчивое.
 
С другой стороны, многие российские гастропроекты медленно, но верно (а некоторые - и очень быстро) дрейфуют в сторону торговых центров с управляющей компанией, которая решила не заморачиваться, а позвать беспроигрышный пул арендаторов. То есть вместо автономных проектов, получаются аналоги обычных фудкортов в моллах, с той только разницей, что вместо «большой американской тройки» в любом гастропроекте можно встретить стандартный «костяк» из четырех-пяти тематических операторов.
 
Это не плохо и не хорошо, но со временем создаст определенные сложности игрокам рынка – думаю, клиенты насытятся и этим, и необходимым условием для выживания подобных форматов станет довольно частая ротация операторов -  чтобы поддерживать клиентский интерес.
 
Кстати, если в центральных локациях эта концепция может быть жизнеспособна очень долго - просто за счет проходимости и наличия туристических потоков, то с проектами в спальных районах или в области все далеко не так однозначно. У меня есть сомнения, что собственный трафик в Сколково сможет загрузить новый гастропроект – очевидно, что ему придется привлекать клиентов со всей Москвы. Но первый вопрос, который задаст любой москвич, будет –  зачем, стоит ли это того, чтобы я тратил столько времени и сил на дорогу? Союз еды, искусства и мероприятий, который обещает собственник, конечно, впечатляет, но средний чек здесь, скорее всего, не будет ниже, чем в центральных гастропроектах. И не будем забывать о том, что Москва окончательно превратилась в город, в котором больше всего ценится личное время. В этом случае управляющая компания объекта просто не имеет права на ошибку и все, что она будет здесь делать, должно быть высшей пробы – иначе, приехав издалека однажды, и не найдя ответа на вопрос «зачем», люди больше не приедут.
 
Что касается общих перспектив фудпространств в России, то у них, ввиду новизны формата - хорошее будущее в ближайшие два года точно. Думаю, это получит активное развитие в Петербурге и нескольких городах-миллионниках. Москва, по моим наблюдениям, уже начинает от гастропроектов в их теперешнем виде уставать. У нас пока не получилось с ними «Европы», а получился, повторюсь, скорее, апгрейд обычных фудкортов в ТЦ. Конечно, объекты вроде «Балчуга» или «Депо» будут востребованы долго, но вот всем остальным придется очень постараться, чтобы привлечь к себе хоть какой-то трафик. Особенно, если дорога к твоему проекту для некоторых посетителей – это целая история.
 
 


2019-10-09 19:15:27

Источник
30.09.2019

В Сколково появится крупнейший в Европе фудмолл

Первая часть комплекса «Ангар» уже начала роботу. Ввод в эксплуатацию всего комплекса запланирован на весну 2020 года. Общая площадь составит порядка 28 тыс. кв. м.



подпишись НА эксклюзивные новости cre