Резюмируя то, что сейчас повсеместно пророчат эксперты, можно выразить это одной фразой: «торговля умрет». Умрет или будет вынуждена перестроиться? Безусловно, нельзя отрицать очевидное, даже неделя, объявленная всеобщим выходным (а в Москве теперь и режим всеобщей самоизоляции) – это серьезный удар по всем бизнесам страны, при этом неделей пандемия, захватившая весь мир, не ограничится. Где-то продолжается паника, производства, коммуникации, логистика, привычные алгоритмы работы продолжают разрушаться, потому что их нельзя «заморозить» и «разморозить» - все они имеют в основе человеческий фактор. Однако в Китае заводы уже открылись и самый главный мировой поставщик вновь набирает обороты скоро будет готов к дальнейшему сотрудничеству, а затем к процессу восстановления подключаться и другие выздоравливающие страны. Что в этих условиях делать нашим ТЦ, терпящим в создавшихся реалиях колоссальные убытки? Первым наперво постараться как можно быстрее оправиться от первого шока и принять новую реальность, а соответственно и новые правила игры – осознать (а не надеется), что это всерьез и надолго, так как первая всемирная эпидемия истерии и страха так легко не отступит, следующий шаг – это четкое планирование на краткосрочный период и параллельно стратегическое планирование изменений. Жизнеспособность бизнеса сейчас в большей степени будет зависеть от преодоления последствий, или если говорить на популярном сейчас медицинском языке, от предотвращения осложнений и самый важный принцип будет таким: ты функционируешь пока функционируешь. Особенно это актуально для регионов. Вчера на 50 тыс. кв. метров ТЦ могли разместиться 100 арендаторов, обеспечивающих этот ТЦ регулярными платежами. Завтра таких операторов будет в два раза меньше, и они потребуют пересмотреть условия в сторону сокращения арендных ставок или вообще перейти взаимоотношения в партнерское русло – разделить выручку в процентном отношении. Разумный управляющий согласится – 50 новых операторов еще не выросло, остается принять выживших и помочь им оправится, дать возможность взять, чтобы отдать. Кроме того, ТЦ неизбежно придется осваивать новую компетенцию как открытие и управление собственных магазинов, универмагов, фитнесс клубов. Можно прогнозировать и всплеск на рынке франшиз.
Что касается всеобщих ожиданий по поводу перехода всего и вся в он-лайн, то я не поддерживаю эту концепцию и в нее не верю. По крайней мере в России потребитель к такому переходу не готов. По недавним данным РБК сказано про 1% чистого онлайн потребителя в России. Их доля, конечно, вырастет, но незначительно). В остальных случаях балом правит омниканальность. Интернет-покупатель - это всегда рационал, который с большой долей вероятности купит лишь то, что запланировал. Офф-лайн покупатель подвержен влиянию маркетинга: он хочет и может пощупать товар, почувствовать запахи, слышит музыку в залах, он вовлечен в социальную игру. И ему нужна эта социальная вовлеченность. Поэтому делать ставку только на он-лайн продажи, с моей точки зрения, опасно. Я бы рекомендовал рассматривать эту стратегию, как дополнительный сервис, а не панацею, которая не нужна конечному потребителю, а значит, в итоге не спасет бизнес.
2020-03-30 11:40:07