Амир Идиатулин, генеральный директор и основатель архитектурной студии IND architects, о судьбе гипермаркетов

499

В целом роль гипермаркетов и супермаркетов при росте благосостояния жителей больших городов все же снижается. Люди постоянно заняты, ценят свое время, поэтому для повседневных покупок в большей степени используют интернет. Сегодня практически все крупные торговые сети предлагают такой формат. В период пандемии мы увидели бурный рост количества онлайн-заказов, и даже те покупатели, которые раньше относились к этому скептически, теперь делают выбор в пользу именно такого способа покупок, и им это нравится. По сути, пандемия лишь усилила этот тренд.

Конечно, современный шоппинг  - это прежде всего «шоппинг впечатлений», то есть развлечения и удовольствия, поэтому в свободное время люди активно посещают торговые центры. А вот время, затраченное на повседневные рутинные покупки, они стремятся минимизировать.

В будущем гипермаркеты и супермаркеты, конечно, останутся, но будут меняться под влиянием запросов покупателей как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения организации торговли и удобства. Главная идея этих изменений опять же в том, чтобы люди получали удовольствие от покупок и проводили в магазинах как можно больше времени. В краткосрочной перспективе важную роль продолжат играть аспекты безопасности и соблюдения дистанции – поэтому актуальной остается специальная разметка у касс, а также разделение потоков посетителей на входе и выходе. Кроме того, постепенно меняется дизайн и формат организации прилавков, появляется больше кафе и мест для отдыха, внутри нередко можно увидеть фудмаркеты, то есть много маленьких магазинчиков с разными категориями товаров. При проектировании внутренних пространств сегодня наиболее важны гибкость и использование специальных конструкций, позволяющих быстро менять конфигурацию помещений, создавая новые отделы и зоны. Задача архитекторов в таких случаях - разработать сценарии использования торговых площадей для их быстрой адаптации к меняющимся потребностям посетителей. Это необходимо, например, для того, чтобы учитывать интересы покупателей, которые зашли лишь за одной покупкой и быстро уйдут и тех, кто планирует провести в магазине больше времени. Гибкость при проектировании позволяет также создавать дополнительные зоны для того, чтобы избежать очередей. 

Во многих гипермаркетах для удобства покупателей на смену кассирам приходят специальные автоматы для оплаты, в особенности активно это развивается за рубежом - покупатель сканирует приобретаемые товары и здесь же оплачивает их.

Но будущее, если говорить о повседневном шоппинге, безусловно, за торговлей через интернет. Уже сейчас активно развиваются Dark Stores, магазины без покупателей, где cобирают продукты для интернет-заказов. Вместо клиентов со списками товаров между рядами здесь перемещаются профессиональные комплектовщики. Покупатели просто забирают заказ в пункте выдачи, который может находиться как около самого Dark Store, так и где-то в окрестностях, или получают товар на дом. Многие застройщики предусматривают на территории жилых комплексов пространства для постаматов и специальные помещения, где можно получать товары из интернет-магазинов. 

Очевидно, что все эти тенденции будут активно развиваться и в будущем.


2020-06-26 12:33:37



подпишись НА эксклюзивные новости cre