Гибкие офисы - явление современное и, в сравнении с классическими консервативными аналогами, даже несколько эпатажное. Зарождение нового сегмента началось в 2015-2016 гг. на фоне падения арендных ставок и кризиса на рынке офисной недвижимости. Подстраиваясь под запросы клиента, вместо того чтобы диктовать свои условия, создатели и операторы данного направления быстро вызвали к нему интерес и завоевали доверие арендаторов.
В концепции такого пространства не было кабальных обязательств, зато предоставлялся целый комплекс сервисов и услуг, разнообразный формат рабочих мест, многофункциональность, возможность плавающего графика аренды, расширения или сокращения площадей, исходя из потребностей компании и многое другое. Интересно, что Россия на фоне, например, США и Японии, где около 40% сотрудников могут работать удаленно, когда им это необходимо*, все еще держится за старые понятия «рабочих мест». Но время диктует свое: по данным обзора Knight Frank о последствиях пандемии COVID-19, отмечается следующая динамика - порядка 70% специалистов во всем мире начали работать из дома минимум раз в неделю.
Вопрос оптимизации затрат на офисы становится более явным, не только для стартапов, снимающих коворкинги, но и для среднего и крупного бизнеса. Все больше компаний и корпораций пересчитывают и пересматривают свои финансовые модели, сокращая издержки, связанные с оплатой пространства для пребывания сотрудников. Здесь кроется две причины – финансовая и человеческая. Зачем платить больше, когда можно платить меньше? И зачем настаивать на постоянном присутствии сотрудника в офисе, если его гибкий график можно завернуть в обертку корпоративной лояльности и эджайл-подхода?
Так, на стыке холодного расчета и сегодняшних предпочтений сотрудников рождается новая офисная культура. Гибкий график работы и акцент на физическое и ментальное здоровье - одни из ключевых идей, которые стали важны после локдауна. И первым, кто почувствовал это стал рынок офисов. Основываясь на исследованиях ведущей мировой HR-биржи Glassdoor, а также собственной оценке ситуации, компания Apollax Space запустила продукт, разработанный по авторскому стандарту гибкого офиса. В его основе заложен принцип work-life balance, возможный благодаря зонированию и созданию плодотворной среды для работы, общения и отдыха. Мы поняли, что в постпандемийном мире компаниям важны не только решения финансовых задач, но и реализация интересов сотрудников, например, баланса между жизнью и работой, который последние ставят сегодня в приоритет.
Резиденты Apollax Spase подтверждают наши предположения. Мы увеличили функциональные пространства на 30% и видим, как компании по-разному их используют. Например, лаунж-зоны существуют не только как места отдыха, но и как креативные переговорные для совещаний. Точнее они выполняют сразу несколько задач: сотрудники проводят здесь встречи, пьют кофе, работают и отдыхают. В сервисных офисах более половины менеджеров не находятся на рабочем месте целый день. Часть из них – миллениалы, в настройках которых априори нет понятия работы с 9 до 18 часов, но есть четко обозначенные личные границы и понимание того, что они работают для того, чтобы жить, а не живут для того, чтобы работать. Кстати, по данным The Deloitte Millennial Survey к 2025 году поколение миллениалов будет составлять порядка 75% всей рабочей силы в мире. ??
Итак, в понятие work-life balance входит принципиально новая офисная экосистема, состоящая из нескольких базовых принципов:
В концепции такого пространства не было кабальных обязательств, зато предоставлялся целый комплекс сервисов и услуг, разнообразный формат рабочих мест, многофункциональность, возможность плавающего графика аренды, расширения или сокращения площадей, исходя из потребностей компании и многое другое. Интересно, что Россия на фоне, например, США и Японии, где около 40% сотрудников могут работать удаленно, когда им это необходимо*, все еще держится за старые понятия «рабочих мест». Но время диктует свое: по данным обзора Knight Frank о последствиях пандемии COVID-19, отмечается следующая динамика - порядка 70% специалистов во всем мире начали работать из дома минимум раз в неделю.
Вопрос оптимизации затрат на офисы становится более явным, не только для стартапов, снимающих коворкинги, но и для среднего и крупного бизнеса. Все больше компаний и корпораций пересчитывают и пересматривают свои финансовые модели, сокращая издержки, связанные с оплатой пространства для пребывания сотрудников. Здесь кроется две причины – финансовая и человеческая. Зачем платить больше, когда можно платить меньше? И зачем настаивать на постоянном присутствии сотрудника в офисе, если его гибкий график можно завернуть в обертку корпоративной лояльности и эджайл-подхода?
Так, на стыке холодного расчета и сегодняшних предпочтений сотрудников рождается новая офисная культура. Гибкий график работы и акцент на физическое и ментальное здоровье - одни из ключевых идей, которые стали важны после локдауна. И первым, кто почувствовал это стал рынок офисов. Основываясь на исследованиях ведущей мировой HR-биржи Glassdoor, а также собственной оценке ситуации, компания Apollax Space запустила продукт, разработанный по авторскому стандарту гибкого офиса. В его основе заложен принцип work-life balance, возможный благодаря зонированию и созданию плодотворной среды для работы, общения и отдыха. Мы поняли, что в постпандемийном мире компаниям важны не только решения финансовых задач, но и реализация интересов сотрудников, например, баланса между жизнью и работой, который последние ставят сегодня в приоритет.
Резиденты Apollax Spase подтверждают наши предположения. Мы увеличили функциональные пространства на 30% и видим, как компании по-разному их используют. Например, лаунж-зоны существуют не только как места отдыха, но и как креативные переговорные для совещаний. Точнее они выполняют сразу несколько задач: сотрудники проводят здесь встречи, пьют кофе, работают и отдыхают. В сервисных офисах более половины менеджеров не находятся на рабочем месте целый день. Часть из них – миллениалы, в настройках которых априори нет понятия работы с 9 до 18 часов, но есть четко обозначенные личные границы и понимание того, что они работают для того, чтобы жить, а не живут для того, чтобы работать. Кстати, по данным The Deloitte Millennial Survey к 2025 году поколение миллениалов будет составлять порядка 75% всей рабочей силы в мире. ??
Итак, в понятие work-life balance входит принципиально новая офисная экосистема, состоящая из нескольких базовых принципов:
- Функциональность и приватность пространства. Это парадигма рабочих будней, где можно пользоваться офисом тогда, когда удобно и как удобно. Находясь в пространстве перемещаться, работая за столом, лаунж-зоне, индивидуальных кабинках или переговорных, при этом, не пересекаясь с другими резидентами.
- Новая корпоративная культура. Для человека, как для социальной единицы, важен статус участия в проекте, понимание самого себя в коллективе. Людям нравится ощущать себя причастными к интересному, большому делу, быть частью бренда. С такой парадигмой они охотнее берут на себя ответственность за результат, так как чувствуют свободу и свою значимость.
- Здоровье и благополучие сотрудников. Healthy building, включающий в себя такие важнейшие элементы, как качество воздуха и создание идеального микроклимата, натуральные материалы в отделке, биофильную среду, сформированную профессиональным флористом, современные нормы инсоляции, создающие эффект равномерно распределенного естественного и дополнительного освещения. Все они влияют на психическое и физическое здоровье сотрудника и его продуктивность в течение дня.
- All inclusive. Сервисное обслуживание полностью обеспечивает весь функционал по управлению офисом для его резидентов. В ставку аренды уже включены все необходимые платежи и услуги: от оргтехники и интернета до сервиса клининга и охраны. Примечательно, что сервис всегда ориентируется на потребности арендатора. Например, если одному важно, чтобы ресепшн работал с 8 утра, а другие предпочитают каждый день получать круассаны, как угощение, то в точности так оно и будет.
Сейчас формат сервисных офисов - один из самых развивающихся для сегмента средних и крупных компаний. Итоги первой половины 2021 года подтвердили наши прогнозы: на начало июня в Москве работает уже 207 гибких офисов, общая площадь которых составляет 264 000 м2, а в этих пространствах базируется более 40 тысяч человек (данные JLL). Мы прогнозируем в ближайший год существенное увеличение интерес со стороны крупных корпораций к аренде именно гибких пространств формата work-life balance. Так, например, в пространстве Apollax Spase "Рябовская мануфактура" fashion-ритейлер Modis арендовал 1,9 тысячи м2, что стало одним из важных событий года.
О востребованности сервисных офисов в формате work-life balance свидетельствуют цифры: в "Рябовской мануфактуре" сданы все помещения, а на «Цветном бульваре» почти отсутствует вакансия. Среди резидентов - креативные агентства, tech-компании, fashion-ритейлеры и другие динамично развивающиеся сегменты бизнеса.
Сегодня рынок пересматривает свое отношение к формату офиса, основываясь на удовлетворенности своих сотрудников, их желании чувствовать себя как дома. В пользу сервисных офисов, поддерживающих формат work-life balance, говорят и другие аргументы — в частности, возможность краткосрочной аренды для компаний, которым сложно планировать на много лет вперед, так и для проектных команд крупных игроков.
Осмелюсь заглянуть в будущее и представить себе востребованные форматы офисов через десять лет. В моем представлении, это будет сочетание “умных технологий”, креативных пространств и облачных серверов, позволяющих сотрудникам обращаться к данным из любой локации. Уже сегодня собственники классических офисов, трансформируют их под адаптивные гибкие пространства, обращая свои взоры в будущее. А компании сейчас нацелены на то, чтобы создать точки притяжений, которые станут частью сбалансированной жизни человека.
*данные ILO & EUROFOUND
2021-09-06 15:45:02