В структуре арендных площадей торговых центров АО «ИНПРОМ ЭСТЕЙТ» (бренды «Мармелад», «Армада») доля предприятий общественного питания составляет 7-10%, а если считать от общего количества операторов – 12-13%. И она планомерно наращивается. Арендаторы сегмента «Общепит», в частности, «Вкусно и точка», KFC, «Ташир пицца» и другие, входят в группу индикативных операторов, за показателем товарооборота которых мы внимательно наблюдаем. Это весьма информативный, сигнальный показатель, характеризующий состояние здоровья ТРЦ в целом. Динамика товарооборота восходящая. В какой-то степени это связано с сокращением поездок за рубеж. Большая часть населения проводит отпуск, календарные каникулы в своих городах. В такие периоды видим значительный рост трафика в торговые центры, рост среднего чека на фудкортах, перекрывающий секторальную инфляцию. Прирост товарооборота индикативных арендаторов из сегмента «Общепит» (по итогам 2022 года в соотношении с 2021 годом) превысил 16%.
С точки зрения экономики, «Общепит» предлагают рынку продукт повседневного спроса. На еде, как и на лекарствах, средствах гигиены, прочих товарах FMCG, люди экономят в последнюю очередь. Перефразируя известное выражение, геополитические и экономические кризисы приходят и уходят, а кушать хочется всегда. Наш опыт взаимодействия с арендаторами показывает, что индустрия питания наиболее устойчива в ситуациях спада, тем более, если говорить о фудкорте, кафе с демократичными ценами. И восстанавливается она быстрее по сравнению с другими секторами.
В таганрогском «Мармеладе» все площади заняты, фудкорт стабильно работает, более того образовался «лист ожидания» на вход. В ТРК «Мармелад» - Волгоград тоже заполнены оба фудкорта. На днях здесь состоялось открытие грузинского сетевого ресторана «Персонажи» общей площадью свыше 500 м². В текущем году расширится ресторан итальянской кухни «Pasta Uno». У названных операторов, кроме основных залов, предусмотрены летние террасы.
В оренбургской «Армаде» планируется существенное увеличение зоны общепита, фактическое удвоение выделяемых под фудкорты площадей и формирование нового фудхолла, который откроется в 2024 году. Есть предварительные договоренности с операторами русской кухни, бургерными, пиццериями, прочими нишевыми направлениями. Понимая важность разнообразия гастропродуктов, ведем активные переговоры с наиболее интересными концепциями, не только о входе на фудкорты, но и выделением площадей под кафе и рестораны. Договорились об открытии в «Армаде» семейного итальянского ресторана «Чиполучо», сопоставимого по площади с рестораном «Персонажи». Стремимся привлекать толковых операторов, понимающих, как построить успешный бизнес в формате ТРЦ. Приглашаем не всех, кто хочет, а только тех, кто может, у кого имеется знания и ресурсы для развития.
Оценивая перспективы новых открытий и расширения гастрономических пространств в наших ТРЦ, обращаемся к полезному опыту и текущему состоянию развитых зарубежных рынков. У них доля общепита и зоны развлечений в структуре арендных площадей торгового центра в два раза превышает аналогичный российский показатель (соответственно 20 - 25% и 10-13%). Нам есть куда расти. Справедливости ради нужно учитывать различие в менталитетах российского и европейского потребителя. Последний привык обедать и ужинать вне дома. В той же Европе, чтобы посетить ресторан столик надо резервировать заранее.
Стратегией развития наших торговых центров на 2023 год (без относительно региона) предусмотрено расширение общепита. Будем делать это во всех проектах. Это наша позиция, как управляющей компании. У других девелоперов возможно свой взгляд, свои ограничения и цели.
2023-02-03 11:38:45
С точки зрения экономики, «Общепит» предлагают рынку продукт повседневного спроса. На еде, как и на лекарствах, средствах гигиены, прочих товарах FMCG, люди экономят в последнюю очередь. Перефразируя известное выражение, геополитические и экономические кризисы приходят и уходят, а кушать хочется всегда. Наш опыт взаимодействия с арендаторами показывает, что индустрия питания наиболее устойчива в ситуациях спада, тем более, если говорить о фудкорте, кафе с демократичными ценами. И восстанавливается она быстрее по сравнению с другими секторами.
В таганрогском «Мармеладе» все площади заняты, фудкорт стабильно работает, более того образовался «лист ожидания» на вход. В ТРК «Мармелад» - Волгоград тоже заполнены оба фудкорта. На днях здесь состоялось открытие грузинского сетевого ресторана «Персонажи» общей площадью свыше 500 м². В текущем году расширится ресторан итальянской кухни «Pasta Uno». У названных операторов, кроме основных залов, предусмотрены летние террасы.
В оренбургской «Армаде» планируется существенное увеличение зоны общепита, фактическое удвоение выделяемых под фудкорты площадей и формирование нового фудхолла, который откроется в 2024 году. Есть предварительные договоренности с операторами русской кухни, бургерными, пиццериями, прочими нишевыми направлениями. Понимая важность разнообразия гастропродуктов, ведем активные переговоры с наиболее интересными концепциями, не только о входе на фудкорты, но и выделением площадей под кафе и рестораны. Договорились об открытии в «Армаде» семейного итальянского ресторана «Чиполучо», сопоставимого по площади с рестораном «Персонажи». Стремимся привлекать толковых операторов, понимающих, как построить успешный бизнес в формате ТРЦ. Приглашаем не всех, кто хочет, а только тех, кто может, у кого имеется знания и ресурсы для развития.
Оценивая перспективы новых открытий и расширения гастрономических пространств в наших ТРЦ, обращаемся к полезному опыту и текущему состоянию развитых зарубежных рынков. У них доля общепита и зоны развлечений в структуре арендных площадей торгового центра в два раза превышает аналогичный российский показатель (соответственно 20 - 25% и 10-13%). Нам есть куда расти. Справедливости ради нужно учитывать различие в менталитетах российского и европейского потребителя. Последний привык обедать и ужинать вне дома. В той же Европе, чтобы посетить ресторан столик надо резервировать заранее.
Стратегией развития наших торговых центров на 2023 год (без относительно региона) предусмотрено расширение общепита. Будем делать это во всех проектах. Это наша позиция, как управляющей компании. У других девелоперов возможно свой взгляд, свои ограничения и цели.