Роман Кокорев, руководитель департамента развития проектов RealJet, о выходе российских игроков на зарубежные рынки

552

Мы не заметили массового выхода российских игроков недвижимости в другие страны после февраля 2022 года. Я могу назвать международных консультантов, которые в стремлении расширить и диверсифицировать бизнес открывали и продолжают открывать свои подразделения в странах СНГ. Что касается девелоперов, в частности девелоперов жилья и коммерческой недвижимости, ПИК, MR Group, то они начали выход на зарубежные рынки еще задолго до 2022 года. Так, MR Group давно вышел на рынок Германии, а у ПИК есть проекты в Европе и Юго-Восточной Азии, а именно на Филиппинах. «ТПС Недвижимость» построила в Киеве очень успешный ТРЦ Ocean Plaza общей площадью 165 тыс. кв. м, однако после 2014 года компания последовательно выходила из проекта, и в 2022 году ликвидировала свою украинскую «дочку», закрыв ТРЦ до смены собственника. Crocus и «Ташир» также имеют проекты в Баку и Ереване соответственно. Что касается управляющих компаний, то PFM Solutions и Lynks Property Management (бывшее подразделение по управлению JLL) также вышли на рынок Узбекистана и Казахстана (LPM). Причем, сделали они это в 2021 году. Причиной послужили, скорее, снижение бизнес-активности в России еще до событий февраля 2022 года и курс на перемены в Узбекистане.
 

Главные риски выхода российских игроков же, очевидно, связаны с геополитикой и политикой. Так, в связи с национализацией ТРЦ Ocean Plaza комплекс не работает с лета 2022 года и генерит убытки. ТРЦ ждет решения вопроса о собственности. Эти и подобные геополитические проблемы, помимо ментальных рисков, приводят к убыткам ритейлеров, девелоперов и банков. Разница в менталитетах также может стать фатальной для девелопера, к примеру, торгового центра, потому что концепция, которая хорошо работает в одной стране, может не «взлететь» в другой. Экспатам приходится пересобирать свое видение и концепцию бизнеса и объектов.


2023-05-29 09:53:24

Источник
26.05.2023

Цыганочка с выходом

Российские девелоперы торговой недвижимости, логисты, управляющие компании, консультанты, ритейлеры и рестораторы продолжают выходить на рынки СНГ и других стран. Эксперты CRE – о том, почему наши игроки всегда будут работать там, как на минном поле, а большинство проектов останется в статусе «всё сложно».

Текст: Иван Майоров. Журнал CRE Retail



подпишись НА эксклюзивные новости cre