Марина Толстошеева, руководитель УК «Альта+»: Свойства пространства и времени

456

Изменения в России последних лет отразились прежде всего на торговом сегменте коммерческой недвижимости. Управляющим компаниям приходится разрабатывать новые подходы к поддержанию и увеличению уровня коммерциализации торговых центров, а также создавать на площадях общего пользования немонетизируемые сервисы для повышения лояльности потребителей.
 

От коммерции к развлечениям
 

Крупным торговым центрам помогают большие объемы площадей, дифференциация трафика и увеличенное время пребывания посетителей в ТЦ, поэтому они более гибки с точки зрения возможностей коммерциализации общих зон. Зачастую в местах общего пользования размещаются не только лаунж-зоны для отдыха и удаленной работы, выставки, но даже развлекательные центры, к примеру, «Панда Парк» в «Авиапарке».
 

У районных торговых центров, с учётом ограниченности их трафика и арендопригодной площади, сужен перечень инструментов и возможностей. Однако и они не отстают от общей тенденции: к примеру, в ADG в большинстве проектов реновации московских районных кинотеатров предусмотрели эксплуатируемую кровлю, в общих зонах стоят столы для настольного тенниса, размещаются совместные проекты с библиотеками, ведь концепция диктует необходимость «районникам» сохранять свои комьюнити-функции. Также этот инструмент используют и крупные столичные и региональные проекты: ТРЦ «Мозаика», «Цветной», KazanMall и др. Некоторые торговые комплексы пошли еще дальше и интегрировали в планировочные решения веранды в зоне размещения ресторанов, как это сделал ТРЦ «Ривьера».
 

Уверена, что и в будущем игроки рынка торговой недвижимости России будут работать над расширением разнообразия креативных концепций при освоении мест общего пользования в части не только рекреационного и культурного, но и спортивно-оздоровительно сегмента. Уже сейчас ТЦ начинают активно организовывать спортивные соревнования, просмотр матчей, киберспортивные турниры. Помимо спорта случаются и коллаборации в иных сферах общественной жизни: концерты популярной и симфонической музыки, музейные выставки, бесплатные курсы изучения языков и рисования и т.п. Учитывая снижение темпов строительства новых объектов и переориентацию проектов в сторону МФК, думаю, мы чаще будем встречать гибкие офисы, коворкинги, культурно-образовательные и спортивные концепции в составе ТЦ.
 

Осознанное потребление
 

С точки зрения планировочных решений и грамотного распределения потоков в ТЦ сегодня по-прежнему считается оптимальной классическая восьмерка, при этом наблюдается тенденция к укрупнению средних по размеру помещений торговой галереи вслед за увеличением площадей магазинов GJ, Melon Fashion Group, развлекательных центров, общепита и фитнес-операторов.
 

Что касается островной торговли в российских моллах наблюдается рост ассортимента дизайнерских товаров. С развитием осознанного потребления совсем скоро, полагаю, мы увидим развитие форматов, предусматривающих кастомизацию товаров, придание новой жизни вещам, бывшим в употреблении, несмотря на то что ментально большинство россиян не очень легко пока идут на такие эксперименты. Эмоциональная составляющая в шопинге по-прежнему очень важна, поэтому не удивлюсь появлению среди арендаторов торговых галерей операторов, успешно торгующих винтажной атрибутикой.
 

Рост цен и тенденция к осознанному потреблению привели к тому, что покупатели в ряде случаев стали больше отдавать предпочтение ремонту б/у вещей, а не покупке новых. С этой точки зрения очень интересны, например, мастер-классы «Леруа Мерлен» в концепции «сделай сам». Уверена, что количество подобных форматов, использующих в своей идеологии бережное отношение к старым вещам, будет только расти.
 

Точка сборки
 

Развитие новых сервисов, несомненно, приведет к долгожданному расширению консьерж-сервиса, прежде всего в области аккумуляции покупок в единой точке сбора, а также сервисов централизованной доставки купленных в ТЦ товаров. Некоторые управляющие компании разрабатывали и внедряли такие сервисы на фоне пандемийных ограничений, однако, к сожалению, успешных примеров такой реализации в России пока нет.
 

Несмотря на экономические и логистические ограничения торговая недвижимость России продолжает развиваться, игроки рынка активно ищут новые подходы и концепции, чтобы привлечь и удержать посетителей. Общие пространства становятся не только местом отдыха и социализации, но и площадками для мероприятий и развития новых сервисов. В будущем мы можем ожидать сохранение вектора к большему разнообразию и креативности в использовании общих зон торговых центров. Это открывает новые возможности для создания уникального пространства, которое будет привлекать покупателей и удовлетворять их порой невысказанные потребности.


2023-11-20 12:15:58



подпишись НА эксклюзивные новости cre