Елизавета Ильюхина, руководитель коммерческого департамента West Wind Group, о высоком спросе на офисы

392

Высокий спрос в начале этого года был ожидаем по ряду причин. 

Во-первых, в январе на показатели по сделкам повлиял ажиотаж, который наблюдался в декабре. Продажи шли активно весь прошлый год, но в конце — особенно. Некоторые сделки просто не успели завершить, и их перенесли на январь. 

Во-вторых, активность игроков в феврале была обусловлена ожиданием изменений со второго квартала, в том числе, в экономической сфере. Покупатели, на всякий случай, стремились по максимуму закрыть сделки до середины марта.

В-третьих, повлиял дефицит предложения — прежде всего, качественного. Офисов с отделкой и мебелью в продаже почти не осталось. Инвесторы увидели, что пространство для вложений сужается, и ускорили приобретение активов, пока есть выбор лотов. Также они видят, что в связи с вымыванием качественных помещений спрос уже переходит на готовые офисы без отделки, а значит, и это предложение скоро станет дефицитным. Соответственно, спрос на покупку растет практически на всем офисном рынке. 

На арендаторов нехватка предложения тоже влияет. Они быстрее принимают решение о сделке, когда помещение может быстро «уйти» другой компании, а найти подходящую замену сложно. Дефицит «подогревается» небольшими в масштабах рынка объемами ввода новых площадей. И пока нет предпосылок к тому, чтобы спрос и новое предложение пришли в равновесие.

В-четвертых, последние месяцы были стабильными и предсказуемыми для бизнеса — а именно его собственники сейчас являются основными покупателями офисов. Давно не происходило резких и масштабных событий вроде двукратного роста ключевой ставки, единовременной смены поставщиков, массового оттока кадров и т.д. В такой ситуации, адаптировавшись к текущим сложностям, бизнес находит возможности для роста собственных доходов и инвестирования. Аналогичная ситуация и среди арендаторов. Немало компаний в последнее время расширяются и ищут новые помещения. 

Можно предположить, что спрос некоторое время будет высоким, даже если мы снова войдем в период турбулентности. Бизнес привык воспринимать трудности как временные и преодолевать их, а дефицит предложения останется актуальной проблемой минимум на полтора-два года. 


2024-03-22 10:09:41



подпишись НА эксклюзивные новости cre