Креативные пространства прошли путь от стихийных арт-площадок до полноценных бизнес-проектов. Сегодня это не только места для творческой реализации, но и важные драйверы городской экономики. При этом монетизировать их по-прежнему непросто, а статус исторического здания может стать серьезным препятствием для развития. О трансформации креативных пространств и их влиянии на девелопмент рассказывает эксперт в сфере коммерческой недвижимости Марина Толстошеева.
Эпоха возрождения
Когда мы говорим о креативных пространствах, нужно понимать всю широту этого понятия. Это может быть как небольшая тематическая кофейня до 300 квадратных метров, так и целый квартал на месте бывшего завода. Первые такие проекты появились именно на заброшенных промышленных территориях – достаточно вспомнить московский Art Play, питерский Севкабель Порт или владивостокскую Зарю.
Выбор промзон был неслучайным – у создателей не было серьезных финансовых ресурсов, да и рентабельность таких проектов не привлекала крупных инвесторов. Нужны были атмосферные локации с минимальными вложениями, но максимально гибкие для постоянных изменений. А вот охранный статус здания в этом смысле может стать настоящей головной болью – количество согласований и бюрократии способно убить любую креативность, не говоря уже о стоимости ремонта в памятниках архитектуры.
При этом роль исторического здания неоднозначна и зависит от целевой аудитории. Для творческой молодежи, студентов, стартапов статус памятника не играет особой роли. А вот если пространство ориентировано на публику с более высокими запросами или создается как арт-резиденция, историческая ценность здания может стать серьезным преимуществом. Главное – правильно оценить свои возможности и при необходимости просто выбрать другое здание.
Из андерграунда в мейнстрим
Рынок заметно повзрослел с тех пор, как открылись первые «стихийные» проекты вроде Флакона и Art Play (а за границей – той же Мануфактуры в Польше). Если раньше все делалось на ощупь, то теперь разработке предшествуют серьезная концепция, стратегия развития и подробный бизнес-план. Формат креативных пространств может быть также сейчас очень разнообразным и направленным на совершенно разные целевые аудитории.
Изменились и функции креативных пространств. Изначально они создавались как комфортная среда для креативного сообщества – место работы и коммуникации. Сегодня это полноценные «третьи места» для горожан, альтернатива классическим форматам досуга, образования, шопинга и мест встречи. Здесь можно не только снять студию, офис, получить новые знания или освоить ремесло, но и просто отдохнуть, найти интересные товары, выразить себя.
Продукт эволюционирует достаточно быстро, появляется все больше успешных, в том числе коммерчески, примеров различных креативных пространств во всем мире. Это обусловлено значительным ростом креативной экономики и меняющимися предпочтениями людей. Современное экономически активное население хочет чувствовать больше свободы, индивидуальности, гибкости, при этом им хочется иметь вокруг себя дружелюбную, комфортную и красивую среду, отличную от душного мира стекла и бетона.
Код прибыли
Превратить креативное пространство в стабильный бизнес – задача не из легких, здесь классические приемы и методы управления не подходят, при этом специалистов в этой области немного, поэтому сегодня такие проекты чаще носят идейный или имиджевый характер. Однако в лучших примерах качественный трафик позволяет зарабатывать на сопутствующих сервисах – ритейле, общепите, сопутствующей инфраструктуре и мероприятиях и выводить объекты на отличные операционные показатели.
Также справедливо отметить, что соседство или интеграция креативного пространства в жилой комплекс или бизнес-кластер, заметно повышает привлекательность проектов и стоимость квадратных метров.
Безусловно, в условиях важности и увеличения доли креативной экономики в процесс создания креативных пространств все активнее включается государство в том числе как заказчик, а также в рамках предоставления льгот и иных стимулирующих механизмов. Например, московская ГЭС-2, демонстрирующая, как должно выглядеть современное, доступное и эстетически красивое пространство. Помогая созданию таких проектов, государство дает новый толчок к развитию новых и необходимых городских пространств в различных регионах нашей страны.
Эпоха возрождения
Когда мы говорим о креативных пространствах, нужно понимать всю широту этого понятия. Это может быть как небольшая тематическая кофейня до 300 квадратных метров, так и целый квартал на месте бывшего завода. Первые такие проекты появились именно на заброшенных промышленных территориях – достаточно вспомнить московский Art Play, питерский Севкабель Порт или владивостокскую Зарю.
Выбор промзон был неслучайным – у создателей не было серьезных финансовых ресурсов, да и рентабельность таких проектов не привлекала крупных инвесторов. Нужны были атмосферные локации с минимальными вложениями, но максимально гибкие для постоянных изменений. А вот охранный статус здания в этом смысле может стать настоящей головной болью – количество согласований и бюрократии способно убить любую креативность, не говоря уже о стоимости ремонта в памятниках архитектуры.
При этом роль исторического здания неоднозначна и зависит от целевой аудитории. Для творческой молодежи, студентов, стартапов статус памятника не играет особой роли. А вот если пространство ориентировано на публику с более высокими запросами или создается как арт-резиденция, историческая ценность здания может стать серьезным преимуществом. Главное – правильно оценить свои возможности и при необходимости просто выбрать другое здание.
Из андерграунда в мейнстрим
Рынок заметно повзрослел с тех пор, как открылись первые «стихийные» проекты вроде Флакона и Art Play (а за границей – той же Мануфактуры в Польше). Если раньше все делалось на ощупь, то теперь разработке предшествуют серьезная концепция, стратегия развития и подробный бизнес-план. Формат креативных пространств может быть также сейчас очень разнообразным и направленным на совершенно разные целевые аудитории.
Изменились и функции креативных пространств. Изначально они создавались как комфортная среда для креативного сообщества – место работы и коммуникации. Сегодня это полноценные «третьи места» для горожан, альтернатива классическим форматам досуга, образования, шопинга и мест встречи. Здесь можно не только снять студию, офис, получить новые знания или освоить ремесло, но и просто отдохнуть, найти интересные товары, выразить себя.
Продукт эволюционирует достаточно быстро, появляется все больше успешных, в том числе коммерчески, примеров различных креативных пространств во всем мире. Это обусловлено значительным ростом креативной экономики и меняющимися предпочтениями людей. Современное экономически активное население хочет чувствовать больше свободы, индивидуальности, гибкости, при этом им хочется иметь вокруг себя дружелюбную, комфортную и красивую среду, отличную от душного мира стекла и бетона.
Код прибыли
Превратить креативное пространство в стабильный бизнес – задача не из легких, здесь классические приемы и методы управления не подходят, при этом специалистов в этой области немного, поэтому сегодня такие проекты чаще носят идейный или имиджевый характер. Однако в лучших примерах качественный трафик позволяет зарабатывать на сопутствующих сервисах – ритейле, общепите, сопутствующей инфраструктуре и мероприятиях и выводить объекты на отличные операционные показатели.
Также справедливо отметить, что соседство или интеграция креативного пространства в жилой комплекс или бизнес-кластер, заметно повышает привлекательность проектов и стоимость квадратных метров.
Безусловно, в условиях важности и увеличения доли креативной экономики в процесс создания креативных пространств все активнее включается государство в том числе как заказчик, а также в рамках предоставления льгот и иных стимулирующих механизмов. Например, московская ГЭС-2, демонстрирующая, как должно выглядеть современное, доступное и эстетически красивое пространство. Помогая созданию таких проектов, государство дает новый толчок к развитию новых и необходимых городских пространств в различных регионах нашей страны.
2025-02-04 12:54:14