Виталий Ефимкин: Доходы, получаемые нами от коммерческой недвижимости, не подверглись серьезной корректировке

Виталий Ефимкин, вице-президент «Ташир» в интервью CRE News (полная версия).

- На своей последней пресс-конференции вы заявили, что ГК «Ташир» решила усилить направление ритейла. Зачем?

- Во-первых, мы являемся группой компаний полного цикла, и ритейл - направления и раньше у нас присутствовали. Я думаю, что рынок хорошо знает наши бренды, такие как «Синема Стар», «Наш дом», «Гранд Фуд».
- Что сейчас вам это даст?
- Сегодня многие сети ослабли. Я считаю причиной этого то, что долгое время сети развивались не рыночно, т.е. соотношение их долговой нагрузки и продаж было абсолютно нерыночным. В конечном счете, эта стратегия привела многих из них к проблемам. У нас есть несколько направлений, от девелопмента до ритейла, мы считаем этот момент удачным для перетока капитала. Сейчас благоприятный момент для завоевания лидирующих позиций в некоторых сегментах рынка, когда существующие операторы ослабляются.
- Вы не получаете той доли прибыли, которую вы просчитывали, и сейчас решили ее получить в ритейле? 
- Мы и ранее не испытывали больших проблем с замещением кинотеатров DIY и так далее. Но это голый прагматизм, потому что мы получаем в наших центрах девелоперскую наценку, девелоперскую маржу и торговую маржу. Это выгодно. Т.е. в то время, как операторы ослабли из-за отсутствия финансирования, мы с хорошим финансированием с сильными командами можем занять и укрепить хорошее положение на рынке, может быть даже в каких-то сегментах - лидирующее. Это амбициозное заявление, но мы привыкли так работать.
- Вы не погрязли в долговых обязательствах?
- Абсолютно нет. Доходы, получаемые нами от коммерческой недвижимости, не подверглись серьезной корректировке, они практически сохранились, и их надо реинвестировать. Сейчас мы выбираем, куда реинвестировать. Мы продолжаем покупать площадки, мы продолжаем строить.
Но мы по-новому расставили акценты. Относительно регионов можно сделать паузу, можно остановиться на объектах высокой степени готовности, их достроить, выпустить на рынок. Но долгосрочные проекты в регионах могут подождать.
- Вы развиваете ритейл не потому ли, что ваши арендаторы от вас уходят, и вы вынуждены заполнять свои торговые центры сами?
- Времена сейчас не из легких для всех. Обвала и каких-то серьезных системных  проблем у нас я не вижу. Конечно, у арендаторов проблемы. В связи с этим мы понимаем, что нам придется где-то приходить со своим пулом якорей и мини- якорей , это позволит нам успешно открыться, это одна из целей.
- Вы не боитесь прогореть?
- Мы не боимся ответственности, во-первых. Во-вторых, мы амбициозны. Мы понимаем опасности, которые скрыты в этом, следим за своей долговой нагрузкой. Да, мы хотели бы  создать большую сеть, но она должна быть рыночная. Она должна быть не просто точками, которые тупо работают – выгодно – не выгодно. Это будут однозначно самоокупаемые, выгодные, самодостаточные подразделения. Наша группа компаний так построена, что не рыночная точка не датируется из централизованного бюджета. Она безжалостно закрывается, при чем анализ у нас происходит не через год, а в режиме on-line. 3 месяца это максимум. Если направление не жизнеспособно, мы его закрываем. Речь не идет о том, чтобы за 3 месяца окупить капиталовложения.
- На что-то опирались,  когда вы решили открывать именно эти ритейл-направления?
- Безусловно. Например, fashion-ритейл, который чувствует себя неважно. Тут мы видим большой потенциал для развития полноформатных магазинов. Это, прежде всего, наша сеть аптек. Мы запланировали на первом этапе инвестировать порядка $50 млн в этом году только на новые ритейл-направления. Я не говорю о существующих, потому что там финансирование осуществляется в рамках их графиков и программ.
- Вы не боитесь, в условиях кризиса такие большие деньги вкладывать? Многие приходят к нам в студию и говорят: «Мы посидим и подождем», с деньгами ничего не случится.
- Деньги должны работать. Если мы являемся собственниками площадей, мы можем выбирать площадки для себя. Во-вторых, у нас 12 торговых центров и 5 офисных центров, это формирует колоссальный кэш в год, вы даже представить себе не можете, какие это цифры. Их надо реинвестировать, надо развивать бизнес. Развивают, прежде всего, то, что выгодно. Мы купили сейчас несколько очень интересных площадок, достраиваем начатые объекты, особенно в Москве, но мы понимаем, что этого недостаточно, и ритейл - это точка приложения наших инвестиций.
- Какие-то направления вы будете еще развивать?
- Мы всегда заявляли, что мы диверсифицируем все виды бизнеса. Это и позволяет нам выживать. Мы являемся крупной компанией, у которой достаточно прочные позиции на рынке в силу, в том числе, правильного управления. Мы можем работать не только на растущем рынке, но и на падающем и где-то воспользоваться ситуацией, бизнес должен быть гибок.
- Насколько вы лояльны в данных условиях к арендаторам?
- Мы дорожим нашими отношениями с арендаторами, мы лояльны к ним, у нас существует свой пул арендаторов, это наши пакетные арендаторы, которые идут с нами и в регионы. Естественно, мы дорожим этим пулом, достигаем максимального взаимодействия и в сложные, и в благоприятные моменты.

 

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre