Иван Потехин: «Если вы хотите сохранить коллектив, вы должны сохранить проекты, над которыми этот коллектив работает»

Иван, вы вошли в список CRЕ 100. Как вы думаете, в связи с чем это произошло?

Скорее всего, это оценка деятельности всей нашей компании, всего нашего коллектива. У нас довольно большая компания, мы давно существуем на рынке. В первую очередь, это  заслуга тех людей, которые работают со мной.

Если вас оценили и отнесли к сильнейшей сотне, то наверняка были конкретные шаги для того, чтобы вас оценили. Что вы сделали для того, чтобы стать более сильными? Чтобы вас заметили, и в условиях кризиса вы не потерялись.

Период кризиса действительно был тяжелым. В этот период можно было потеряться и раствориться. Мы выбрали консервативную стратегию, что сделало возможным компанию сохранить. Я считаю, что мы, несмотря на все сложности,  довольно крепко стоим на ногах. Мы думаем о будущем,  сейчас ищем новые проекты.

Что это за консервативная позиция?

В предкризисный период у многих коллег по цеху было естественное желание  как можно активнее развивать свои компании, искать новые проекты. Это было оправдано в связи с тем, что были доступны и дешевы кредиты. Мы в данном случае были консервативны. Это нас и спасло. 
 
То есть консервативность заключается в том, что вы не брали кредиты?
 
Нет, мы брали кредиты. Но мы не страдали гигантизмом. У нас не было заявок  на какие-то гигантские проекты и на безудержный рост  компании. Все члены нашего коллектива -это люди, с которыми мы долгие годы работали. Мы их  «взращиваем» и очень ценим. Это команда единомышленников, которыми мы очень дорожим. Поэтому проекты, которые мы делаем, получаются качественными, хорошими.
 
Совсем недавно вы ввели в эксплуатацию  офисно-складской комплекс «Кулон Пулково». Сейчас проблемы и в складской недвижимости, и в офисной. Как вы решаете эти проблемы?

Сейчас, в условиях кризиса, естественно, искать арендаторов намного сложнее, чем  раньше. Если рассмотрим, например, наш другой проект - «Кулон Истра», то там докризисный период арендаторы выстраивались в очередь. И вообще не существовало такой проблемы - поиска арендаторов. Сейчас это сложная работа - убедить арендатора в том, что наш объект самый лучший, что с нами подписывать договор, а не с кем-то другим. Первый арендатор уже практически уже заехал, с двумя арендаторами мы сейчас активно ведем переговоры. Так что, задача сложная, но выполнимая.

То есть теперь все довольствуются малым.

Да, можно и так сформулировать. С другой стороны, мне кажется, что этим и интересно нынешнее время. Возникает определенный баланс интересов арендодателя и арендатора. Год назад ситуация на рынке была ненормальная. Был диктат арендодателей. Мы сами арендодатели, но я прекрасно понимаю, что это было несправедливо по отношению ко многим компаниям, которые тоже хотели работать на рынке. Сейчас ситуация изменилась.  Зарождаются гармоничные отношений между арендатором и арендодателем, которые более перспективны.

Эти гармоничные отношения не спрячутся, когда рынок опять пойдет наверх?

Это, в конечном счете, зависит от линии, которую будет выстраивать собственник. Я считаю, что сейчас то время, когда эти отношения можно выстроить для того, чтобы в будущем пользоваться этой синергией. В то же время я знаю собственников, которые до сих пор живут в предкризисном времени. У них есть жесткие договоры аренды. Они считают, что от них отступать нельзя.

Вы когда-то сказали, что нужно смотреть на ситуацию издалека, а не изучать детали. Что вы имели в виду?

Если на нынешнюю ситуацию посмотреть издалека, то можно увидеть в ней много  позитивного, хорошего.

Что именно?

Исчезает много наносного и излишнего. Того, чем сопровождался прежний период. Здоровые отношения между игроками рынка  - это идет на пользу развитию   недвижимости в России.

Иван, а как вы считаете, что лучше сейчас: строить проекты или замораживать?

Для себя мы выбрали стратегию - продолжать проекты, начатые  до кризиса. Несмотря на то, что сейчас намного сложнее. Но скорее всего это касается только складского сектора.

А другие проекты не стоит продолжать?

В спекулятивный офисный проект в Москве я сегодня не пошел бы. С другой стороны, в регионе, где офисов еще хороших нет, почему бы и не строить.
 
А почему в складском секторе другая ситуация?
 
Исторически так сложилось, что строительный бум, связанный с притоком больших инвестиций в складской сектор, пришел очень поздно. Именно в склады. Поэтому такого большого предложения проектов, как в офисном секторе, сейчас не наблюдается. Сегодня в крупных городах есть определенное количество невостребованных площадей. Но к концу года, по моему ощущению, они будут заняты. Рынок их востребует. А новых предложений складов сейчас нет. Довольно крупные проекты и в Москве и Санкт-Петербурге, которые анонсировались, сейчас заморожены.

Я правильно понимаю, что вашей компании владение складской недвижимостью помогло в период кризиса выжить,  в какой-то степени это была диверсификация ваших средств?

Я бы сказал, что во время кризиса нам помогли выжить наши услуги. Помимо девелоперской деятельности мы предоставляем  услуги по управлению, занимаемся предоставлением девелоперских  услуг третьим компаниям.

Понятно, что трудности сейчас у всех. Многие с ними справляются, но некоторые компании умирают. Как вы думаете, в коммерческой недвижимости какую ситуацию  можно назвать совсем безвыходной?

Поскольку наша отрасль развивается циклично, то, наверное, безвыходных ситуаций здесь не бывает. Безвыходные ситуации, если вы ходите по кругу, найти очень сложно. Нужно сделать какую-то очень серьезную ошибку, изначально принять стратегически неправильное бизнес решение. Я думаю, таких компаний довольно мало. Умирают компании просто от отчаяния, от неправильного менеджмента.

То есть стальные нервы и расчет спасут из любой ситуации?

Согласен. Более того, даже когда компания вынуждена продавать какие-то проекты, это не значит, что она при этом должна  закрываться и распускаться. В сентябре многие  коллеги по цеху, и мы в том числе, находились в растерянности. Многие задавали себя вопросы: Распродавать проекты? Разгонять коллективы? Закрывать компании? Вешать амбарный замок? Сидеть, ждать, пока все это пройдет? Логика сама по себе неправильная. Потому что мы для себя приняли  решение, что самый главный для нас актив это - коллектив. И если вы хотите сохранить коллектив, вы вынуждены сохранить проекты, над которыми коллектив работает.

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre