Рустам Топчиев: «Работа любого консультанта - это работа психолога»

Рустам, ваша компания предоставляет множество услуг. Вы и брокеры, и консультанты, и девелоперы в одном лице. Вам не кажется, что это показатель непрофессионализма?

По мере вхождения в кризисную ситуацию, мы стали понимать, что девелоперские проекты, будучи проектами долгосрочными, не приносят тех дивидендов, которые в состоянии обеспечивать жизнь компании. Поэтому мы активно присматривались к другим направлениям. Консалтинг и девелопмент - это два основных направления, которые приносят нам деньги, которые позволяют своевременно выплачивать зарплату сотрудникам, оплачивать затраты на содержание офиса и зарабатывать определенные деньги. Также мы выполняли функции технического заказчика, создали компанию Adwill Architects.


Может быть, это диверсификация вашего бизнеса?

Отчасти да. Помимо этого есть другие направления. В частности, агропромышленное направление.

Это из-за безвыходной ситуации в девелопменте?

Нет. Просто мы видим в этом перспективу. Мы не стоим на месте, мы двигаемся.
Одним из направлений компании были инвестиционные проекты. В условиях растущего рынка мы приобретали активы, которые были недооценены, улучшали эти активы и продавали их конечным пользователям.

Это спекуляция.

Это не спекуляция, это увеличение стоимости актива в силу определенных знаний и возможностей. Для того, чтобы привести этот актив к определенной стоимости, нужно знать людей, нужно понимать, как это работает.

И как на сегодняшний день при всех этих знаниях ваша компания себя чувствует?

По отношению к общей ситуации на рынке компания чувствует себя хорошо. Потому что мы развиваемся, у нас есть новые проекты, и более того - мы закрываем проекты, привлекая в компанию новые.

Вы можете привести какой-нибудь конкретный пример, когда вы предложили вариант решения проблемы, и это помогло собственнику? 


Могу. Санкт-Петербург. Rigent Hall - торгово-офисный объект, которым мы занимаемся. Была большая проблема, связанная с торговой частью этого объекта. Изначально в концепции была предложена идея создания некоего дома моды. Объект был разделен на очень много блоков. Все прекрасно знают, что очень трудно затащить арендатора на второй этаж и выше. То, что мы предложили - это не ноу-хау. Тем не менее, ни один человек, с которыми собственник работал ранее, не смог подсказать очень простое, банальное решение: посадить на последний этаж одного крупного арендатора, который сам привлечет потоки на последний этаж. Арендатором стал самая крупная книжная сеть в северо-западном регионе - «Буквоед».


То есть сейчас этот торговый центр чувствует себя хорошо?

Мы согласовали договор аренды. Это достаточно большая сделка, было очень сложно пройти через этап согласования коммерческих условий, подписан десятилетний договор. В условиях этого рынка прогнозировать что-то на 10 лет вперед очень сложно. Арендатор предложил хорошие условия, связанные с минимальной фиксированной частью арендной платы и процентом с оборота.

Вы сказали, что никакого ноу-хау вы не изобрели...

Что ценно в этом рынке? Есть огромное количество компаний с известными именами, которые входят в список уважаемых международных компаний. Но это теория. Сделки делают конкретные люди. Я с глубоким уважением отношусь к ним, к их опыту, к их знаниям, к тем людям, которые их представляют. Но в большинстве своем в условиях прошлого рынка, это была очередь из людей, которые были готовы подписывать договоры аренды, не читая их. И поэтому продавать такие помещения мог любой человек. То, что ценно сейчас - это не ноу-хау, это не прикладная математика или химия. Все известно. Вопрос в эффективности. Безусловно, рынок чистится. Приходят одни, уходят другие.

А к кому сейчас приходить?

Вы стали меньше встречаться со своими друзьями в кафе, ресторанах?

Нет.

Проблемы испытывают те люди, которые развивались экстенсивно. Те люди, которые жили на кредитные средства. Именно это людей заставляет продавать объекты по низки ценам, выходить из бизнеса, это тормозит их развитие. А продолжают развиваться те люди, которые жили от доходов, от своего оборота.


И что будет дальше?

Безусловно, осенью будет непростое время. Оно связано с тем, что наступает пора возврата кредитов у банков, и, соответственно, возникнут очень серьезные трудности у страховых компаний. Средних компаний, которые занимались тем, что размещали под непрофильные направления те средства, которые занимали у клиентов, играли с ценными бумагами, вкладывали в недвижимость. Все это было. И сейчас наступает момент возврата. То есть они стоят на грани неплатежеспособности. Это и есть та следующая волна, о которой говорят.


До кризиса консультанты давали очень оптимистичные прогнозы. Сейчас многие их за это винят. Соответственно, они поменяли свою тактику и стали говорить о том, что консультанты никогда не несли ответственности за свои прогнозы. Ваша компания несет ответственность за свои прогнозы? 


В целом компания безлична. Но компанию представляют люди. Крупные международные компании пишут в своих отчетах, что не несут ответственности за свои прогнозы. Я, чтобы договориться с людьми, буду работать с ними, объясняю им, как себе. В отличие от большинства людей, которые оказывают консалтинг, у нас есть опыт принятия решений в точки зрения собственника и четкое понимание ответственности.

Не бывает же стопроцентного успеха в деле.

Не бывает. И люди это понимают. Я объясняю - можно сделать так, а можно сделать так.

То есть вы делаете людей сопричастными своим решениям?

К сожалению или к счастью, работа любого консультанта - это работа психолога. Нужно сразу человеку объяснять, где самый худший, а где лучший результат.

 

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre