Принятый в первом чтении закон «О торговле» запрещает ритейлерам с долей дохода 25% от торгового оборота в городах федерального значения и муниципальных районах открывать новые магазины (еще могут быть внесены поправки). О том, насколько это меняет правила на рынке торговой недвижимости, мы поговорили c заместителем генерального директора  TriGranit Development Russia Марианной Романовской.

Затрудняет ли антимонопольные статьи этого закона строительство новых объектов и поиск крупных «якорей». Изменится ли хоть как-то в этой связи концепции ТЦ? Меняет этот закон хоть что-то с точки зрения торговой недвижимости?

Вряд ли что-то изменится с точки зрения концепции торговых объектов. Девелопер должен определить в первую очередь долевое соотношение операторов с точки зрения их профиля и расположения внутри объекта. Здесь учитываются уже покупательские предпочтения и структура спроса, что закон не регулирует.

Что касается антимонопольной составляющей закона (ограничение на долю рынка одного оператора), то в большинстве своем это станет актуальным при возвращении спроса на новое строительство в небольших городах, когда одна «коробка» может превысить квоту.  На текущий момент все новое строительство сконцентрировано в крупнейших городских агломерациях, где риск превышения квоты распространяется лишь на пару продуктовых ритейлеров.

Может ли этот закон внести коррективы в стратегию развития ритейлерских сетей и способы продвижения - аренда или собственное строительство и т.д.? Могут ли появиться новые форматы, продажа в сети, например, которые отразятся на планах девелоперов?

Здесь первоочередным является не юридический, а коммерческий аспект: что выгоднее - купить, построить под себя или арендовать. Поскольку стоимость заимствования, несмотря на очередное снижение ставки рефинансирования Центробанка, продолжает оставаться высокой, ритейлеру вряд ли будет выгодно изымать средства из оборота и «морозить» их в виде актива недвижимости. Практика реальной жизни (и до принятия закона) говорит о том, что ритейлеры по коммерческим причинам предпочитают именно аренду, которую стараются минимизировать или вообще перейти на процент с оборота.

Сочетание в одном лице владельца недвижимости и оператора - скорее исключение, а не правило. Среди таких исключений Wall Mart, Auchan, X5, MCDonalds. Задача любого бизнеса с точки зрения оптимизации - избавляться от непрофильных активов и сосредотачиваться на основной деятельности, то есть в данном случае на торговле, а не владении и эксплуатации недвижимости. 
Перенос точек продаж в виртуальное пространство может быть лишь отчасти связан с действием нового закона. Интернет торговля - давно признанный способ сокращения накладных расходов операторов.

Полагаю, что на деятельность девелоперов закон влияет лишь весьма опосредованно, так как конкуренция и жизнеспособность торговых операторов как основных арендаторов в первую очередь определяется коммерческими факторами спроса на их продукцию и доступности кредитных ресурсов.

Каково ваше отношение к этому закону? 

На мой взгляд, закон о торговле повлияет на рынок торговой недвижимости меньше, чем закон, запретивший размещение казино и игорных заведений за пределами определенных игорных зон.

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre