О том, какие настроения у ритейлеров, настал ли рынок арендатора и когда закончится кризис, рассказал CRE News Николай Юськив, директор департамента недвижимости ГК «Спортмастер»
Вы вернулись с MAPIC, как впечатления?
Ничего сверхъестественного от этой выставки я не ждал. В прошлом году во Франции было совсем все грустно. Я предполагал, что нечто подобное будет и в этот раз. Но ошибся. В этом году выставка была лучше. Было много конструктива, не было лишних людей. Вообще MAPIC – это такая традиция провести ноябрь в тепле. В этом году в тепло поехали люди, которые понимают, зачем они это делают.
В прошлом году MAPIC посетило больше 200 компаний, в этом – около 100. С чем это связано?
Не соглашусь. Во-первых, народу было гораздо больше – многие просто не регистрировались, поскольку в самом дворце фестивалей, честно говоря, делать было нечего. Всего три российских стенда. Основная жизнь кипела на набережной. Я видел много знакомых лиц.
Для меня открытием стала дискуссия о том, что ситуация российских и западных операторов, работающих на российском рынке, отличается кардинально. Об этом говорили и на Русском завтраке. И пришли к выводу, что нужно каждую компанию и каждую сферу рассматривать индивидуально. Девиз сегодняшнего времени: индивидуальный подход
В чем индивидуальный подход выражается – у вас хуже, у них лучше?
Во-первых, это не значит, что это действительно так. И потом: рост в условиях кризиса еще не означает, что у компании все хорошо. Возможно, что рост мог быть другим.
Но сегодня компании растут и это хорошо.
Вы хотите сказать, что прирост – это показатель того, что дела идут хорошо?
Не могу так сказать точно, но я считаю, что у компании, которая растет сейчас, все будет в порядке и после кризиса.
Основной показатель успешности – это прибыль. И далеко не всегда для этого нужно прирастать в объеме. Но самое главное – сохранять стабильность компании, не влезать в долги. И не развиваться в ущерб прибыли.
Ваша компания как себя чувствует?
Мы не испытываем трудности с точки зрения долговой нагрузки, мы продолжаем развиваться теми темпами, которые были заданы до кризиса. И в прошлом году темпы эти не замедлили.
Вы чувствуете, что ситуация уже улучшается?
Нет, потому что не улучшилась ситуация с потреблением.
А в чем проблема – потребителей стало меньше или снизился средний чек?
Проблема в том, что потребляют по-прежнему меньше, чем до кризиса.
Наверное, поняли, что не надо быть обжорами?
Совершенно верно. Много чего накупили, и теперь на этих запасах еще несколько лет можно протянуть. Интерес вызывают только специальные акции, скидки и т.д. Сейчас вообще с потребителем намного сложней работать, теперь его нужно постоянно заинтересовывать. Его нужно заставить прийти в магазин и заставить сделать покупки.
Раньше акций было гораздо меньше. Сейчас, к сожалению, больше. Говорю к сожалению, потому что это дорогостоящая вещь.
Научились ли договариваться арендаторы с арендодателями?
Мы – да. Каким образом? Общаясь.
Как вы договариваетесь с собственником – платите процент от оборота или фиксированную ставку?
И так и так. Это не только наша заслуга, но и заслуга собственника. Прогресс этого года в том, что стороны научились слушать друг друга. Раньше вообще были популярны монологи. Со стороны арендодателя звучали ультиматумы. Со стороны арендаторов – мольбы и просьбы.
На мой взгляд, девелоперам сейчас намного сложнее, чем ритейлерам. Ситуация у них более острая. У арендатора есть возможность закрыть убыточные магазины, и спокойно работать дальше. Собственник не может закрыть часть торгового центра.
Не забывайте, что большинство работающих сейчас торговых центров было построено в течение последних 3-5 лет. Соответственно у владельцев есть огромные долговые обязательства, их нужно выполнять. Сложно, конечно, и арендаторам, но если не разговаривать, не договариваться, не идти на уступки, то ничего не получится.
Хорошо, а вы сами закрывали магазины?
Да, но не много. И только в регионах, там ситуация намного драматичнее, чем в Москве.
Какие настроения сейчас у ритейлеров?
Ритейлеры, которые были стабильны и не открывали по тысячи магазинов в год, чувствуют себя хорошо. Зарабатывают, конечно, меньше, чуть медленней развиваются. Гораздо хуже тем, кто поддался ажиотажу открывать магазины, не всегда руководствуясь соображениями целесообразности. Мы уже видели гибель таких проектов, будем видеть и дальше.
Есть такая точка зрения, что девелоперы восстановятся быстрее ритейлеров?
Просто поменяются правила игры. Рынок девелопмента без арендаторов не может существовать. Если раньше нам диктовали условия, что, может быть, и было оправданно, учитывая стоимость земельного участка, строительства, то теперь девелоперы, строя торговый центр, будут руководствоваться другими соображениями: сколько же арендатор может платить.
Долго еще продлится все эта ситуация?
Затишье продлится еще долгое время. Года два точно.
Вы чувствуете, что настало время арендатора?
Мы чувствуем, что к нам больше стали прислушиваться, что мы можем влиять на ситуацию. Настало время диалога.