Владимир Александровский, директор по коммерческой недвижимости «Детский мир – Центр», рассказал на VII Ежегодном рождественском саммите о том, что беспокоит ритейлеров в 2009 году.
Насколько сегодня перспективен рынок ритейла в России?
В кризисе есть положительные стороны. Теперь не нужно платить столь высокую арендную плату. Ни для кого не секрет, что высокие ставки тормозили развитие рынка – они и формировали ту чудовищную наценку, которую имели товары на российских полках. Арендная составляющая не должна быть столь высокой в расходах ритейлеров. В этом отношении кризис пошел рынку на пользу. Хотя мне понятны и чаянья девелоперов – высокая стоимость строительства, цены на землю, подключения к сетям и т.д.
Нас, ритейлеров, начинает беспокоить ситуация, которая сложилась в последнее время. Большинство торговых центров, в которых мы арендуем площади, меняют практического собственника. Они переходят от девелоперских и управляющих структур к компаниям, далеким от этого бизнеса. Это финансовые и банковские структуры, которые, говоря простым языком, не знаю, что делать с этими объектами.
И очень сложно вести диалог с собственниками таких объектов. Непонятно, кто контрагент. Бывшие это собственники или настоящие. Они не идут нам навстречу, не соглашаются корректировать условия, ссылаясь как раз на банки.
Но у ритейлеров тоже есть долговая нагрузка. И условия, на которых выдавали кредиты, такие же жесткие. Они также далеки от реальной фактуры бизнеса.
Мы находимся с девелоперами в одинаковом положении. И нам бы хотелось, чтобы банки, которые занимаются дальнейшим управлением и продвижением своих объектов, начинали формировать свою управленческую позицию. На сегодняшний день найти понимание с представителями банковских структур сложно.
В общем и целом я оптимизм консультантов разделяю только отчасти. Не забывайте, что с российского рынка ушел Carrefour, а Wal-Mart так и не вышел. А появление нескольких новых одежных операторов – это только эпизод.
Плохо, что разорилось большое количество небольших, но перспективных ритейлеров. И это касается в первую очередь регионов. В этом плане кризис негативно сказался.
Какие выводы из кризиса сделали ритейлеры?
Теперь компании, которые раньше развивались ради присутствия на рынке, будут развиваться ради денег. Как и должно быть. С целью получения прибыли, а не завоевания мифических высот. Гигантомании не будет и это хорошо.
Многие ритейлеры выжили, научились работать в новых условиях. Просто мы немного обеднели.
Какие проблемы вас больше всего беспокоят?
Сейчас ритейлерам приходится постоянно развиваться. Но бизнес-технологии быстро устаревают. В этом смысле мы не успеваем за этим ростом. Это основная проблема. Дело в том, что российский рынок развивается не совсем по тем законам, которые описаны в учебниках. Он сильно подвержен субъективным факторам. Одновременный рост и отстройка процедур усложняет операционную деятельность. Это как малыш, который растет так быстро, что не влезает в штанишки, которые спокойно носил еще вчера.
Вторая проблема – недвижимость. Качество объектов и качество управления торговыми центрами. Если речь идет не о крупнейшем региональном проекте, расположенным в центре города, то собственники, как правило, не знают, что делать со своими объектами. Как привлечь посетителей? Как удержать? Максимум, что они делают – ставят рекламные щиты и вешают растяжку. И считают, что они выполнили свой долг перед арендаторами, с которых взяли деньги.
Кроме этого, мы не можем оперативно менять продуктовую линейку. Наша сеть настолько крупная, что найти поставщиков, способных оперативно предоставить необходимый объем, невозможно. Фабрики придерживаются консервативных взглядов, они привязаны к определенным моделям, и на изменение фактуры бизнеса они не готовы.