Мысли вслух

О роли случая в нашей жизни
Роль случая всегда велика. Если бы несколько лет назад знакомая девушка не обратила мое внимание на вакансию в сфере недвижимости, я бы, наверное, никогда не стал заниматься консалтингом и управлением на этом рынке. А значит, не было бы компании LCMC, по крайней мере в том качестве, в котором она существует сейчас, не было бы пяти выигранных «кирпичей» в премии Commercial Real Estate Awards. Десять лет назад я работал в сфере IT-индустрии и представить себе не мог, что в 2009 году стану «Персоной года» на рынке коммерческой недвижимости.

О демократии в офисе
Мне сложно как-то однозначно определить свой стиль управления. С одной стороны, я приверженец авторитаризма, потому что по-другому в России с менталитетом наших людей выстраивать нормальный рабочий процесс невозможно. При этом в моей компании не существует дресс-кода, все сотрудники обращаются к топ-менеджменту, включая меня, на «ты». И в целом мы пропагандируем политику «открытых дверей»: любой работник может обратиться ко мне напрямую, для этого не нужно за месяц записываться на аудиенцию у секретаря. У меня даже нет собственного кабинета, обычно я работаю в конференц-зале. Поэтому по внешним признакам это скорее либерально-демократический стиль управления. Такое вот сочетание несочетаемого получается.

О тенденциях развития рынка
Рынок будет расти. В первую очередь, и мы уже видим эту тенденцию, начнет восстанавливаться торговая недвижимость, затем – гостиничная. Причем если рост торговли очевиден: при стабилизации экономики потребители станут активнее совершать покупки, то потенциальный интерес девелоперов к гостиницам обусловлен более сложными факторами. С одной стороны, до кризиса в России, по сути, не существовало рынка гостиничной недвижимости. Это было связано с большими сроками окупаемости подобных проектов, а также с относительно низкой, по сравнению с другими сегментами, рентабельностью. Но сейчас именно отсутствие рынка, то есть отсутствие конкуренции, а также готовность инвесторов к более длительным вложениям собственных средств (при не очень высокой, но гарантированной рентабельности) делают сегмент гостиничной недвижимости весьма привлекательным. Кризис научил многих оценивать проект с точки зрения стабильности будущих доходов, а не только по срокам окупаемости вложенных средств. Труднее всего придется складской и офисной недвижимости, потому что кризис больно ударил по малому и среднему предпринимательству, а именно оно являлось катализатором развития этих сегментов. Новые проекты будут реализовываться в Москве, а также в городах, рынки коммерческой недвижимости которых недостаточно насыщены, а численность населения близка к полумиллиону человек.

О регионах
Мы никогда не забывали о регионах. LCMC продолжает региональную стратегию развития: за последние 5 лет мы осуществили 137 консультационных проектов в 50 городах России. У нас и сейчас есть действующие контракты в регионах: и на консалтинг, и на брокеридж, и на управление. Рынки малых городов сейчас выглядят «обиженными». В среднем на один город приходится один-два качественных объекта недвижимости, то есть рынок коммерческой недвижимости в таких городах отсутствует. По сути, рынки просто не успели сформироваться: к тому моменту, когда девелоперы и крупные торговые сети обратили на них внимание, экономическая ситуация в стране стала резко ухудшаться. И хотя, с одной стороны, малые и средние города обладают большим потенциалом, с другой – для реализации этого потенциала нужен спрос со стороны инвесторов, арендаторов, ритейлеров. Сейчас стагнация региональных рынков обусловлена в первую очередь общеэкономической ситуацией.

Об идеальном проекте
Если бы у меня был 1 млрд долларов, я первым делом купил бы самолет, чтобы было легче летать в регионы. А если серьезно, то все зависит от поставленных целей. Если цель – получить прибыль, то я бы построил несколько торговых центров в Москве, так как проекты в столице в среднесрочной перспективе наиболее рентабельны. Если стремиться реализовать пафосный проект, то можно создать еще один «Москва-Сити» или что-нибудь подобное. Ну а для души я бы построил большой качественный многофункциональный комплекс в Великом Новгороде, потому что вряд ли кто-то еще реализует мегапроект в моем родном городе.

О женщинах в бизнесе
Женщины слишком умны, чтобы ввязываться в такую аферу, как коммерческая недвижимость. В этом бизнесе никто не может гарантировать успех проекту, это как в скачках: все решает случай. Можно придумать самую лучшую концепцию, идеально все рассчитать - и вдруг появляется какой-нибудь независящий от вас фактор, на который вы не можете повлиять.

Информация
LCMC предоставляет услуги в сфере консалтинга, привлечения инвестиций, сопровождения проектов, брокериджа, доверительного управления и эксплуатации коммерческой недвижимости. За пять лет работы на рынке LCMC под руководством г-на Золина реализовала более 100 консультационных проектов с общей рекомендованной к строительству площадью 3 529 900 кв. м. В ноябре 2007 года LCMC вошла в пятерку компаний-лидеров по результатам «Рейтинга проектного консалтинга в регионах», проведенного российским журналом о девелопменте «Белый Бизнес». География осуществленных проектов охватывает 50 регионов России, во многих из которых Дмитрий бывал лично, а также крупные города Казахстана и Украины. Проекты, над которыми работала команда LCMC, пять раз побеждали в премии CRE Awards, а также дважды становились финалистами «Рейтинга торговых центров России». Управляющий партнер LCMC Дмитрий Золин третий год подряд входит в топ-100 независимого рейтинга самых влиятельных персон на рынке коммерческой недвижимости России. Летом 2009 года Дмитрий Золин был признан «Персоной года» на премии CRE St.Peterburg & Federal Awards.

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre