О конкуренции и способах выживания во время кризиса
Мы предполагали, что к 2011-2012 годам наступит насыщение рынка, настанет конкуренция и компаниям придется бороться за клиента. Кризис ускорил наступление конкуренции. Существует масса девелоперов, которые строят однотипные здания из стекла и бетона. Мы решили, что будем специализироваться на красном кирпиче, займемся реконструкцией старых зданий - это красиво и интересно. И мы оказались правы: мода на лофт приходит и в Россию.
Сейчас наступает время, когда компании пытаются предложить потребителям что-нибудь оригинальное, то, чего нет у других. Мы были первые, кто предложил клиентами офисы shell & core. В результате за время кризиса мы запустили 50 тыс. кв. м, и все сдали. С одной стороны, мы затрачиваем средства на ремонт. С другой стороны, клиент тоже идет нам навстречу: чтобы въехать в отремонтированный офис, он вносит предоплату не за месяц, а за год вперед. Все довольны, и пустующих офисов нет. Подрядчикам мы предложили строить «в кредит»: подрядчик финансирует строительство, а наша компания по мере заселения здания возвращает ему деньги с банковскими процентами. Так мы проработали год, не заморозив ни одной стройки.
О добром собственнике
Есть одно правило, которому наша компания неукоснительно следует – ориентация на клиента. Каждый сотрудник нашего департамента аренды умеет, любит и хочет работать с арендаторами. Самый эффективный метод воздействия на клиента - личное общение с клиентом толкового менеджера по аренде, который умеет вникнуть в ситуацию клиента, поставить мысленно себя на его место и попытаться посмотреть на ситуацию глазами потенциального клиента. Эксплуатационные службы работают так, что клиентам приятно и комфортно находиться в наших зданиях. Мы стремимся к тому, чтобы выполнять пожелания каждого арендатора. Если клиент хочет, чтобы каждый день перед входной дверью в офис стояли цветы, так и будет. Мы сформировали мощный call-центр, по нашей рекламе в неделю поступает более полутора тысяч звонков, ведем базу данных по всем звонящим. Одна из наших сильных сторон - в том, что мы можем договориться с каждым клиентом. Если клиента интересует недвижимость, мы обязательно сможем найти для него подходящий вариант. Поэтому наши площади продаются. Средний уровень вакантных площадей по нашим объектам - 5-6%, в то время как по рынку 30%.
Мы создали мощный отдел маркетинга и продаж. Не ограничиваясь билбордами, мы организовали большую рекламную кампанию, придумали суббренд – «добрый собственник». Это сочетание соединяет в себе два разных по значению и эмоциональной окраске слова. По идее собственник не может быть добрым, он должен быть рачительным, даже жадным. У нас же - именно добрый собственник, который стремится к тому, чтобы его клиентам было хорошо. Надо жить так, чтобы делать мир добрее, светлее и комфортнее. У нас на корпоративных майках написан наш слоган: «У доброго собственника всем хорошо».
О концепции объекта и исторической памяти
Концепция объекта очень важна. Два наших главных объекта - «Красная роза» и «Даниловская мануфактура» - имеют свою ключевую концепцию. Мы стараемся, чтобы в каждом объекте у нас была своя фишка. «Даниловская мануфактура» представляет собой брутальный лофт: черные лестницы, красный кирпич. Корпуса «Даниловский мануфактуры» мы назвали по именам людей, имевших отношение к этому объекту. Основной корпус носит имя братьев Кнопп, основателей мануфактуры. В небольшом корпусе, расположенном рядом, когда-то работал будущий легендарный летчик Гастелло. Теперь корпус носит его имя.
Здание БЦ «Морозов» сочетает в себе три элемента: оставленную нетронутой старую заводскую кирпичную стену со стороны ул. Фрунзе, новое здание из стекла и бетона между ул. Фрунзе и Толстого и восстановленный особняк XIX века со стороны ул. Толстого.
Если на территории реконструированного здания происходили значимые события, почему бы не оставить какие-то элементы интерьера (кирпичную кладку, часть лестницы) на память об этом? Я думаю, что одна из причин того, что арендаторы выбирают нас, - в том, что вместе с офисом люди получают частичку истории и связанные с этим эмоции.
О том, как жить «на работе»
Одной из востребованных ниш на рынке недвижимости скоро станут апартаменты в деловых кварталах. Когда в квартале работает 15-20 тыс. человек, всегда найдется 200-300 человек, которые хотели бы жить «не отходя от кассы». Как правило, это топ-менеджмент и директора. Очень удобно после долгого рабочего дня не ехать несколько часов домой по пробкам, а просто подняться на последний этаж и открыть ключом дверь своей квартиры.
О московской архитектуре
Я 20 лет живу в Москве, она стала для меня любимым и родным городом. Если я нахожусь за границей больше десяти дней, меня тянет домой, в Москву. Мне нравятся даже московские новостройки. Хотя я не очень понимаю, почему в городе так много высоток из стекла и бетона и совершенно забыт имперский стиль, который очень идет Москве. Из зданий такого типа новой постройки можно выделить БЦ «Павелецкая плаза», здание с часами. Мне очень нравятся арбатские переулки и районы сталинских построек, сочетающие в себе величественность и свободу. Современная архитектура мне не очень нравится. Она однообразна. Средний возраст таких зданий 50-70 лет. Из архитекторов, с которыми мы работаем, нам близко творчество Бориса Левянта и Сергея Киселева. Они умеют вписывать современную тему в исторический контекст.
О команде
Огромное значение в бизнесе имеет команда. У кого-то это пять человек, у кого-то тысяча. Я всегда выстраивал отношения с командой таким образом, чтобы поставить задачу, дать ресурс и отследить ее выполнение. В случае управления бизнесом через людей я пропагандирую принцип доверия. Доверие сложно завоевать. Нельзя давать пустые обещания. Все, что ты обещаешь, должно быть обязательно выполнено. Я стараюсь быть человеком, который держит обещания.
О кнуте и прянике
Японский бизнесмен Коносукэ Мацусита, основатель компании Matsushita Electric, известную своей бытовой электроникой под брендом Panasonic, выпустил книжку «Принципы бизнеса». В ней всего на 70 страницах сформулированы около ста принципов, которыми руководствуется Мацусита как в работе, так и в жизни. Мне очень нравится, что бизнесмен говорит об управлении людьми. Бизнес - не самоцель, а способность выразить себя через социальное общение при реализации какой-то задачи. Мацусита говорит, что искусство управления состоит в правильном балансе между кнутом и пряником: 10% кнута и 90% пряника. Если ты доверяешь человеку и он ошибся, имеет смысл дать ему шанс исправить эту ошибку. Гораздо менее эффективно наказывать человека за ошибку. Мы в нашей компании не поощряем ошибок, но и не наказываем людей сурово, мы пытаемся поощрять инициативу и креативность. Это касается не только топ-менеджмента, но и обычных сотрудников.
О журналистике
Когда я учился в школе, хотел стать журналистом. Два года писал в республиканскую газету. Писал, не поверите, о театре и кино. В 1990 году поступил в МГУ на факультет журналистики. Проучившись год, я понял, что журналисты лишь пишут о том, что происходит, а мне хочется самому участвовать в событиях. Тогда я устроился торговым представителем в западную компанию. Так и понеслось. От журналистики осталась способность легко говорить.
О фотографии и индийских коврах
Я очень люблю фотографировать, увлекаюсь фотографией с пятого класса. Люблю музыку, собираю винтажную аудиотехнику 70-80-х годов. Я собираю шелковые индийские ковры ручной работы. Они очень красивые, каждый - произведение искусства. Среднестатистический ковер семья из четырех человек ткет полтора года. Специальными палочками поддеваются ниточки, и так по 12 часов в день. Каждый узелок в таких коврах завязан вручную.
О кризисе среднего возраста
У всех кризис среднего возраста наступает в разное время. У меня он был в 30 лет. Я уехал из Москвы на Украину работать генеральным директором холдинга на три года по контракту. Несмотря на то что там я руководил компанией и входил в сотню лучших менеджеров, на Украине мне было некомфортно. Только вернувшись в Москву я обрел душевный покой. Я живу в любимой стране, в любимом городе, меня окружают дорогие мне люди, друзья, которых я очень ценю. У меня две замечательные дочки - старшей 11 лет, младшей три года. У меня хорошая компания, хорошие акционеры. Я понимаю, чего я хочу, как это сделать, и Бог дает мне возможность этого добиться. Наверное, это и называется счастьем.
Мужчина до 30 лет - это еще ребенок с кучей энергии, которую не знает куда девать. До 30 лет мне казались важными всякие «бирюльки» - машины, костюмы, запонки, галстуки... Потом все стало на свои места и деньги стали восприниматься как средство достижения определенной гармонии вокруг себя. Я стал гораздо бережнее относиться к родным и друзьям, к людям вообще. После 30 лет начинаешь ценить жизнь как таковую. Видишь, как уходят люди, многие до всяких сроков. К 30 годам ты уже прочитал определенное количество хороших книг, посмотрел много фильмов.
После тридцати для тебя ценными являются не деньги или вещи, а время, которое ты можешь провести с близкими. Встретиться с друзьями, похлопать друг друга вениками в бане, водки вместе выпить - это важнее, чем все вещи мира.
А вообще, кризис среднего возраста у мужчин выражается в том, что он разводится с первой женой и женится на второй. Потом разводится со второй и уже ни на ком не женится...
О дружбе
Если ты настоящий друг, ты будешь жертвовать своими интересами ради другого человека, если он настоящий друг, он никогда не позволит тебе жертвовать своими интересами ради него. У меня все друзья именно такие, и, когда кому-то из нас трудно, мы помогаем, не задавая вопросов, как это может сказаться на тебе. Помогать другим - это приятно, помогать людям, которых ты ценишь, - приятно вдвойне.