- Михаил, fashion-индустрия тяжелее других переживает кризис. Известно, что многие бренды ушли с российского рынка. Вы же, наоборот, открываете новые магазины, увеличиваете портфель брендов...
- Кризис заставил людей покупать только те вещи, которые они могут себе позволить. Поэтому дорогие сегменты fashion-индустрии действительно пострадали очень серьезно. Сегмент масс-маркета, к которому относимся мы, чувствовал себя в 2009 году достаточно уверенно. Я думаю, что бренды с интересной концепцией кризис затронул меньше всего. Говорят, что продажи лекарств, еды и женской одежды даже в кризис страдают в меньшей степени. Про еду и лекарства сказать не могу, но то, что это утверждение абсолютно справедливо в отношении продажи женской одежды факт. За время кризиса мы не только не потеряли в выручке, но и прибавили.
Скажу больше, брендам с продуманной концепцией кризис дает хорошие возможности для развития. Какие-то марки уходят с рынка, и появляется возможность занять их место. Наша компания использовала эту возможность, и в 2009 году мы открыли 81 новый магазин.
Два года назад, когда мы представляли бизнес-сообществу свою концепцию, у нашей компании было 150 магазинов. Тогда мы сказали, что к 2013 году планируем довести их число до 400. Нужно сказать, что с тех пор мы очень неплохо продвинулись по пути к своей цели, сегодня у нас 360 магазинов. На протяжении двух последних лет мы активно занимались развитием бизнеса. Мы приобрели торговую сеть Taxi, которая в результате ребрендинга была успешно преобразована в сеть женской одежды Love Republic. За год число магазинов этой марки достигло 60. Этот уникальный случай. Думаю, мы еще напишем учебник о том, как выводить бренд на рынок. На мой взгляд, Love Republic это на сегодня самый популярный из всех российских брендов. Торговые центры называют этот бренд в числе первых из тех, кого они хотят видеть у себя. В 2009 году одним из новых ориентиров развития компании стали контакты с компаниями, которые уже имеют свои успешные концепции. Мы провели селекцию таких компаний, результатом которой стало подписание договора с компанией Grupo Cortefiel о приобретении прав на представление и развитие в России торговых марок Springfield, Women'secret и Colours & Beauty.
- Почему вы остановили свой выбор именно на этих брендах?
- Мы рассматривали те марки, которые имеют высокий потенциал, но по объективным причинам пока не могут развиваться так быстро, как бы хотелось их владельцам. Бренды, которые мы выбрали, уже хорошо известны российскому покупателю. Магазины Springfield, Women'secret и Colours & Beauty работали не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Екатеринбурге, Красноярске, Краснодаре и многих других городах. Кроме того, они очень удачно дополняют уже имеющиеся у нас бренды Zarina, befree и Love Republic, занимающие сегмент различной одежды для женщин. Springfield представляет мужскую и женскую одежду, WOMEN'SECRET женское белье, COLOURS&BEAUTY аксессуары. Имея эти шесть брендов в своем портфеле, мы будем присутствовать во всех сегментах модной одежды.
Наш партнер GRUPO CORTEFIEL имеет 1600 магазинов в 62-х странах мира.
-На сколько лет заключен договор мастер франшизы с Grupo Cortefiel?
- 7+3. На семь лет основной договор, на три года приоритетного продления
- Как вы оценивает емкость рынка модной одежды?
- Емкость рынка составляет $25 млрд, из этой цифры $15 млрд. приходится на женскую одежду. Если до кризиса рынок ежегодно рос на 10- 12%, то теперь, я думаю, никакого роста не происходит.
- У вашей компании много магазинов в регионах. А регионы, как известно, переживают кризис труднее. Вам приходилось закрывать магазины в регионах?
-Действительно, мы делаем упор на региональное развитие, это направление кажется нам очень перспективным. На сегодняшний день у нас 80 магазинов в Москве, 70 в Санкт-Перебурге и 200 в регионах. С вновь приобретенными марками мы собираемся выходить в первую очередь в регионы: конкуренция там не очень высокая, торговых центров не очень много, народ туда ходит активно.
Время от времени мы закрываем какие-то торговые точки, не это не связано с кризисом. И это единичные случаи. За весь прошлый год мы закрыли только один магазин.
-Испытывала ли ваша компания до кризиса сложности с подбором помещений? Появляются ли сейчас они вновь?
- Конечно, такие сложности были. Когда рынок растет, все хотят в нем присутствовать. После того, как грянул кризис, менее уверенные игроки ушли, у остальных появилась возможность занять их место. Сегодня снова возникают сложности с подбором помещений. Если раньше был просто шквал предложений, то теперь их единицы. Конечно, остаются новые торговые центры, которые всегда предлагают нам торговые площади, и мы с удовольствием их занимаем, но в уже действующих ТЦ свободные площади найти нелегко. Однако мы увидели, что те бренды, которые мы сейчас пытаемся развивать, очень интересны для торговых центров. И поэтому они пытаются оптимизировать свои площади, чтобы найти место для наших марок.
- Сегодня девелоперы корректируют сроки сдачи объектов в эксплуатацию в сторону увеличения. Приходится ли вам сталкиваться с этим?
- К сожалению, все время. Я могу по пальцам одной руки пересчитать те торговые центры, которые открываются вовремя. Например, «Ростокино» открылся точно в срок. Многие торговые центры не открылись потому, что не были готовы операторы. Например, торговый центр «Вива» был готов принять покупателей. Но не все арендаторы успели закончить отделку помещений в срок. Сегодня торговые центры открываются с задержкой в среднем на три месяца. Заранее, конечно, никто о трех месяцах не говорит. Срок открытия переносится на две недели. Потом еще на две... Конечно, мы страдаем от этой ситуации с точки зрения закупки коллекций, которые потом приходится продавать в других магазинах. В этом состоит наш основной риск.
- Пытаетесь ли вы, воспользовавшись ситуацией, заключить договор аренды на длительный срок по более низким по сравнению с докризисным уровнем ставкам?
-Пытаемся, но не всегда это удается. У каждого торгового центра своя политика, кто-то заключает только договоры на 11 месяцев, а кто-то - на 5, 7, 11 лет.
- Сегодня многие торговые коридоры, такие, например, как Тверская, теряют арендаторов, так как многие операторы арендовали там помещения ради имиджа бренда. Вы согласны с этим утверждением?
- На центральных улицах, будь то Тверская в Москве или Невский проспект в Санкт-Петербурге, существуют центральные места, где имеет смысл занимать магазин. С центральных мест мало кто съезжает, ритейлеры покидают места похуже.
- Какие меры для стимулирования спроса вы предпринимаете - сами и совместо с торговыми центрами?
-Первое - это привлечение известных лиц, таких как Рената Литвинова, Андрей Аршавин, братья Запашные и др., и создание совместно с ними совместных проектов. Когда покупатель заходит в торговый центр, он видит десятки магазинов модной одежды. Наша задача - сделать так, чтобы покупатель сначала зашел к нам. Далее - дело техники. Покупатель попадает под обаяние персонала.
- Трудно привлекать знаменитостей к совместным проектам?
- Сначала было очень трудно. Первым мы пригласили Андрея Аршавина. Фишка была в том, что Андрей должен был рекламировать женскую одежду. Он сначала не мог понять, зачем ему это делать, когда ему объяснили концепцию кампании, он согласился. С Ренатой Литвиновой было сначала очень непросто работать. Она сама делала коллекцию, поэтому была очень педантична и бескомпромиссна: «Это моя коллекция. И она будет такой, какой по моему мнению должна быть». Зато теперь мы работаем с Ренатой уже второй год, и, как мне кажется, она приезжает к нам с удовольствием.
Привлечение знаменитостей помогает не только в продвижении брендов, но и в деловых переговорах. Например, тот факт, что Андрей Аршавин участвовал в рекламной компании нашей продукции, очень помог в общении со шведскими партнерами. «Аршавина мы знаем, пока с этой компанией сотрудничает такой футболист, с ней ничего случиться не может», - сказали шведы.
Также для стимулирования спроса мы регулярно проводим различные разовые акции. Например, синие дни в эти дни вся одежда синего цвета продается со скидкой 20%.В эти дни все витрины оформляются в синем цвете. Или, допустим. Все блузы в течение пяти дней продаются со скидкой 30%. Покупательница возьмет вещь, за которой пришла, и обязательно блузу.
-Многие иностранные ритейлеры заявляют о своем желании выйти на российский рынок именно сейчас. Насколько своевременными кажутся вам такие решения?
- На мой взгляд, лучше всего было выходить на российский рынок в прошлом году. Сейчас все, кто планировал это сделать, уже здесь. Дальше будет еще сложнее. Можно, конечно, выходить на рынок через покупку какого-то бренда, а потом ставить на его место свой продукт. Но это нецелесообразно. Нас сейчас спрашивают: «Вы купили новые бренды, чтобы посадить на их места свои?» - «Нет, мы будем развивать то, что работает. А эти бренды работают».
-Расскажите о планах компании на ближайшую и среднесрочную перспективу.
- У нас амбициозные планы. Мы собираемся до конца года открыть 80 100 магазинов Springfield, Women'secret и Colour & Beauty в Москве и регионах. В перспективе мы предполагаем открыть около 150 магазинов брендов Grupo Cortefiel в России и 50 на Украине. Общее число наших магазинов мы хотим к концу 2010 года довести до 500.
Автор: Татьяна Демидова.