Андрей Сухов: «В ближайшие два года профессиональное управление будет востребовано как никогда»

Что будет происходить с торговыми центрами через два года? Как поведут себя арендаторы?
- Все будет зависеть от управления. Улучшить ситуацию или ее ухудшить может только управление. Поэтому профессиональное управление будет востребовано в ближайшие два года как никогда. Потому что, я считаю, это единственный ресурс, который может повлиять на дальнейшую судьбу проекта. В ближайшие годы часть торговых центров может умереть, часть будет перепрофилирована, оставшиеся расширят свои потоки, аудиторию за счет выпавших. То есть скоро как никогда остро станет вопрос профессионального управления, потому что сильные должны победить слабых. Возможно, объекты будут переходить из рук в руки, и тот, кто профессионально управляет, будет в более выигрышной ситуации. В скором времени, с моей точки зрения, будет экономический передел рынка торговой недвижимости, и как ни странно решающим фактором будет профессиональное управление. 

Существует мнение, что формат некоторых торговых центров морально устарел, и аутлеты приходят им на смену как закономерный этап эволюции.
- Все зависит от того, насколько торговый центр удовлетворяет основному критерию, то есть покупательскому спросу. Там где покупательский спрос удовлетворяется наиболее полно по разным параметрам, то те торговые объекты и выигрывают. То есть сегодня конкурируют не торговые центры и какие-то другие форматы, а конкурируют торговые площадки. Та торговая площадка, которая наиболее эффективна экономически, которая обеспечивают наибольшую доходность за счет удовлетворения спроса, вне зависимости от того формата, она будет лидирующей по финансовым показателям. Поэтому здесь смысл не в форме, а в удовлетворении спроса.

Как вы относитесь к большим торговым центрам? Нужны ли Москве большие площади?

- Здесь важно понимать, что не просто зайти ради контакта, а нужно приходить с идеей – что на этом объекте будет и в какие сроки. Важно, чтобы идея была продумана, основана на практическом опыте и на реалиях. То есть это не должен быть высокоидейный продукт, который не опробован на российской почве – слишком большой риск, слишком большие деньги. Поэтому все должно быть просчитано, должно иметь основания и опыт. Если человек, который заходит на объект имеет такой опыт и может внятно и четко построить свою программу: этапы реализации, денежные потоки – и потом динамика реализации показывает правильность этого, то в принципе можно заполнить любой объект. Но надо понимать, что это конкурентная борьба, что такой большой объект вы заполните в том случае, если переиграете десяток мелких объектов, которые находятся вокруг. Вы уже не можете просто расширяться и обеспечивать присутствие за счет своих размеров, вам уже надо кого-то вытеснять с рынка.

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre