Михаил Хазанов: «Городу нужна децентрализация»
В чем, по вашему мнению, заключается комплексный подход с точки зрения девелоперов?
- На мой взгляд, это умение считать от забора и до обеда. Это знание того, что было и что будет. Сегодня это делать очень сложно, учитывая то, что страна у нас непредсказуемая. Архитектура у нас рефлекторная, она тоже реагирует, правда с опозданием. Это искусство, обремененное средствами реализации. Поэтому от новой мысли до воплощения всегда два-три года.
Какие особенные объекты, по вашему мнению, представлены на выставке?
- У нас на выставке представлен Дом правительства Московской области. Мы этим объектом занимались семь лет. От первого листа, от первого эскиза, от первых встреч с заказчиками до авторского надзора.
Как вы оцениваете текущую ситуацию в отрасли?
- Вообще последние годы были очень интересные. Но сегодня в момент рецессии ситуация тяжелая, это очень ощутимо в нашей профессии. Стоят стройки, брошенные на 20-х этажах. Нужно понять, где мы находимся, и что нас ждет дальше. Ведь качество архитектуры, безусловно, зависит от состояния души общества. Но помимо состояния души есть еще и экономическая сторона. Строительство тянет все остальные отрасли производства, например, производство материалов. Стройкой можно вызвать оживление в стране. Вспомним, чем занимались во времена великой депрессии: в Голландии, например, сажали Амстердамский лес, в Америке в это время строили дороги. Ведь когда люди строят, то работают на позитив. Они не колючую проволоку производят, они работают для себя.
Вы считаете, что архитектура и уровень жизни зависят друг от друга?
- Качество жизни и качество архитектуры – это абсолютно сопряженные вещи. Это адекватные стороны одной проблемы: отношение общества к архитекторам и отношение архитекторов к обществу. К сожалению, сегодня народ интересуется квадратными метрами и утилитарными сторонами больше чем качеством архитектуры. Нормальная жизнь наступает тогда, когда народ начинает интересоваться именно качеством архитектуры.
Как сегодня в Москве сохранить баланс между частным и общественным интересом?
- Сложный вопрос. Во-первых, нужно доверять профессионалам. У нас архитектурой руководят непрофессионалы. Что такое национальный ландшафт страны? Кто-нибудь занимался серьезно градостроительством в правительстве последние годы? Сейчас будут валить на уходящее московское руководство. Зачем? Ребята, вы не интересовались ни градостроительством, ни архитектурой, у вас не было идеи национальной, это понятно, но у вас нет идеи какой-то еще.
Как бороться с пробками в Москве? Вот здесь поставим машинку, здесь снесем киоск. Нет. Так ничего не выйдет. Единственный способ – это вынести федеральные и административные функции из Москвы, и чем дальше, тем лучше. Мы предлагаем место между Петербургом и Москвой - МоскоПит [«Москва-Питер»].
Сегодня полтора часа люди тратят на дорогу на работу в столицу. Для людей Москва начинается там, откуда люди ездят на работу. Это аксиома.
Сегодня единственный способ справится с транспортным коллапсом во всех миллионных городах – это вынести из этих городов административные функции. Поэтому нужна децентрализация. Нужно вынести административные функции в административный центр Федерации, где будет удобно жить, работать, где будет место для законодательной и исполнительной власти, где будет совершенно новая административная единица, соединенная транспортом с главными городами Москвой и Питером. Там будут посольства, представительства. Нью-Йорк не стал меньше от того что построили Вашингтон. И перенести столицу в Казахстане было правильным решением. Разве Рио-де-Жанейро в Бразилии стал мертвым городом, оттого что столицей стал город Бразилиа? Вот когда до всех дойдет эта простая мысль, все поймут как бороться с пробками в Москве.
Однако есть более спокойная стратегия. Надо садиться профессионалам думать, и работать, и, я думаю, за два или три месяца всю эту ситуацию можно решить.
Это архитектурное сообщество хочет переноса?
- В данном случае я представляю не архитектурное сообщество, а свою точку зрения. У нас архитектурное сообщество состоит не из юридических, а физических лиц, и мнение каждого очень важно. Тем не менее, надо садиться думающим людям решать эту проблему. Безусловно, инициатива должна быть сверху, потому что у нас без этого ничего не выходит. Ситуацию можно развести, но для этого надо привлекать профессиональных людей, потому что те законы, которые приняты сегодня, абсолютно непрофессиональны и не выдерживают критики даже в лексике и принятых терминах.
Градостроительный кодекс – отвратительный документ, который сделан на коленке, и который надо перерабатывать. Потребовались пожары этого года, чтобы понять, что Лесной кодекс никуда не годится. Дальше будем ждать отравлений, чтобы понять, что Водный никуда не годится. Дальше, когда земля будет поделена на частные наделы, мы поймем, что преступлением было принимать Земельный кодекс. Общий непрофессионализм во власти - это страшная вещь.
Если мы вообще хотим, чтобы у нас все не встало как транспорт в Москве, то мы должны срочно что-то делать, а именно - давать слово профессионалам, считаться с ними, советоваться, проводить круглые столы и брифинги, прежде чем принимать важные решения.
Поделиться