Почему компания приняла решение именно сейчас выходить на российский рынок?
Ответ на этот вопрос имеет несколько составляющих. Первое – это изменение стратегии. Wendy’s ранее фокусировалась на американском рынке, но некоторое время назад произошла переориентация на ускоренное международное развитие и Россия - ключевая составляющая этой новой стратегии. Второе - ситуация благоприятна для выхода с макроэкономической точки зрения: начался послекризисный подъем экономики. Третье - процесс выбора партнера занял у Wendy’s определенное время, и год назад он успешно завершился.
Проводили ли вы исследование? Кризис прошел, и люди готовы тратить деньги на еду вне дома?
Собственных исследований мы не проводили, но использовали имеющиеся данные по рынку. Что касается готовности людей тратить на питание вне дома, то наш сегмент со средним чеком около 250 рублей остается привлекательным для потребителя и в условиях кризисов. Несмотря на то что кризис важен с точки зрения планирования, он является проходящим явлением и не был определяющим фактором при принятии решения о запуске проекта.
Как вы оцениваете нишу фастфуда в России. Она свободна?
Российский рынок ресторанов быстрого обслуживания имеет значительный потенциал для развития. Так степень проникновения на российском рынке ресторанов быстрого обслуживания, или проще говоря, количество ресторанов на 1000 жителей, в некоторых городах до 10 раз ниже, чем на развитых рынках. Это реальность, подтвержденная маркетинговыми исследованиями, которая определяет значительные возможности как для нас, так и для других участников рынка.
У каждого вида бизнеса есть свои «подводные камни». В чем заключаются они у ресторанного бизнеса?
У нас несколько основных подводных камней, которые я приведу в бизнес-хронологии. Первое - ограниченное предложение подходящих по техническим (размер, наличие значительного по мощности подключения электроэнергии), маркетинговым (наличие устойчивого потока потенциальных гостей) и коммерческим (ставка аренды, возможность заключения долги) критериям помещений. Второе - персонал, ведь эффективность ресторана быстрого обслуживания критически зависит от слаженности работы сотрудников ресторана, которых можно сравнить с футбольной командой, где каждый игрок имеет свое амплуа - специализацию. В команде, которая ставит задачу победить, не должно быть узких мест ни в обороне, ни в центре поля, ни в нападении - иначе ты проиграешь (не забьешь гол или пропустишь в свои ворота). Найти доброжелательных и ориентированных на обслуживание сотрудников, способных эффективно работать в команде непросто. Третье - планирование ресурсов, логистика. Для эффективной работы ресторана быстрого обслуживания надо очень четко планировать и использовать ресурсы: временные, человеческие, финансовые, сырьевые – иначе твой бизнес будет неконкурентоспособен.
Планируете ли вы открывать рестораны в формате стрит-фуда или рассматриваете размещение только на фудкортах в торговых центрах?
Наша концепция эффективна для трех типов размещения ресторанов: в торговых центрах, уличных ресторанах (помещение на улицах с высоким потоком гостей и отдельным входом) и отдельно стоящих зданиях с возможностью автораздачи через окно. Оно кстати было изобретено Wendy’s и воспроизведено конкурентами. Формат стрит-фуд на нашем рынке соответствует формату киосков с хот-догами. Этот формат не наш - в нем попросту невозможно разместить оборудование для приготовления качественных бургеров, салатов и других блюд Wendy’s.