Подальше от Кремля
Сэр Майкл Лайонс, стратегический консультант CBRE
Евросоюз последние несколько лет пытается увеличить пропорцию офисов, которые они занимают в дальних районах Брюсселя, а не в его центре. Эти действия не приветствуются сотрудниками, они не хотят переезжать из центра города. В городе, таком же по размеру, как Москва, людям, скорее всего, придется сменить место жительства, чтобы быть ближе к новому месту работы. Те, кто стоит во главе организаций, тоже недовольны этим обстоятельством, так как переезд отдаляет их от правительства, что обычно является «смыслом их существования».
Если весь процесс переноса госорганов организовать грамотно (потратив деньги на инфраструктуру – автомобильные дороги, железную дорогу, метро), это может стать эффективным инструментом преобразования. Однако чаще всего такие проекты не выливаются в экономию денежных средств, так как освобождающиеся офисы абсорбируются в руках других правительственных структур.
Я полагаю, что в случае с Москвой в новые районы перенесут все вспомогательные офисы. Очень трудно представить последствия, которые они сами ожидают, будучи вдали от Кремля. Тем не менее даже это повлечет за собой значительное увеличение зарплат в новых районах, солидный спрос на жилье, а также привнесет значительную выгоду тем районам, куда они переедут.
Не только правительство
Майкл Хэддок, директор отдела исследований и консалтинга в регионе Европа, Ближний Восток и Африка CB Richard Ellis
Из опыта переноса столиц – это совсем недавний перенос столицы Мьянмы – Найпьидо, перенос столицы Германии из Бонна в Берлин после объединения, а также, наверное, самый известный пример – Канберра (Австралия). Мадрид также создали как столицу (хотя и много лет назад), позиционируя этот город как ядро новой страны.
Если говорить о Москве, то, похоже ,что речь идет о стратегическом расширении границ города. В Западной Европе такие процессы больше не происходят, но когда города росли большими темпами, это было нередко (например, когда Мидлсекс, Суррей и Эссекс стали частью большого Лондона).
Самое интересное в этом процессе – это перенос правительственной активности из центра города в удаленные районы. В Западной Европе с этим связаны долгие традиции. Иногда это делается с целью преобразования района (открытие новых рабочих мест, перенос инвестиций), иногда мотивацией является экономия денежных средств. Например, в Великобритании правительство выводит часть своих служб из Лондона уже на протяжении последних нескольких лет. Большая часть налоговой службы уже переехала из Лондона. Например, в Ньюкастле и Вортинге открыты крупные правительственные офисы. Еще один пример: офис Агентства по лицензированию водителей и автомобилей переехал в Сванси. Или совсем недавний пример: государственная телерадиовещательная компания BBС перенесла большую часть бизнеса в Салфорд и выставила White City на продажу.
Верные чиновники
Юлия Никуличева, директор отдела стратегического консалтинга Jones Lang LaSalle
В мире есть много примеров, когда столица государства переносилась или создавалась в новом месте. Из примеров XX века можно назвать Анкару в Турции, Канберру в Австралии, Бразилию в одноименном государстве. В эти города переносились целиком или частично государственные органы власти. Чаще всего причинами переноса или создания столицы в новом месте были политические решения.
Но, наверное, самым ярким и близким российским реалиям примером можно назвать недавний перенос столицы Казахстана из Алма-Аты в Астану. Основной причиной называлась невозможность расширения границ Алма-Аты из-за близости к горам и сейсмичности местности. Как показал опыт, за 15 лет с момента начала активного градостроительства население Астаны увеличилось в два раза. Новый город, где располагаются правительственные учреждения, поражает своей архитектурой, поскольку к созданию его облика были привлечены известнейшие архитектурные бюро мира. Помимо государственных учреждений, здесь было построено большое количество жилья, торговых центров, офисных зданий, культурных и спортивных центров с продуманной транспортной сетью, которая также быстро развивается. Все эти объекты органично вписаны в генеральный план новой Астаны. Поэтому в городе отсутствуют вымирающие на выходные районы. Несмотря на наличие всей инфраструктуры, бизнес, тем не менее, не спешит переезжать в Астану и, за исключением компаний, чей бизнес очень тесно связан с государством (как, например, компании из добывающего сектора), продолжает работать в Алма-Аты. Также известно, что многие чиновники остались в некотором смысле верны прежней столице и на выходные все равно в нее возвращаются.
Из примеров создания «чиновничьих» городов наиболее близким является Брюссель, в центре которого был создан район для чиновников, служащих в органах управления Евросоюза. Аналогичный пример – Страсбург, где находится Европарламент. В обоих случаях новые структуры вписывались в существующий генеральный план города.
Если рассматривать создание нового чиновничьего города в Москве, то, как и в любой ситуации, здесь есть свои плюсы и минусы. Из позитивных моментов можно назвать:
- создание нового центра притяжения с новой современной инфраструктурой;
- создание новых рабочих мест;
- снижение плотности дневного населения Москвы в ее текущих границах и за счет этого снижение транспортной нагрузки;
- удобство для административных органов: концентрация в одном районе позволит более эффективно решать многие внутренние вопросы.
Из рисков, пожалуй, самыми важными являются:
- риск, что в проекте не будет создана единая концепция территории и она, по сути оставаясь сугубо чиновничьим городом, на выходные будет «вымирать»;
- непродуманное развитие сети дорог и общественного транспорта;
- возникновение проблемы освободившихся зданий: большинство тех, что сейчас занимают министерства, были построены еще в советские времена, а значит, морально устарели и требуют значительных вложений в реконструкцию. Особенно это касается района Китай-города, где концентрация таких объектов особенно высока, – здесь может потребоваться новая концепция использования пространства.
Культурный перенос
Milovan Novakovic, General Manager of Colliers International Montenegro
У Черногории был опыт переноса государственных учреждений из столицы. Ранее столицей Черногории был Цетине, но из-за его плохого географического положения было решено перенести столицу в Подгорицу.
Цетине имеет статус «исторической столицы», но сейчас там нет государственных учреждений. Десятилетиями жители Черногории относились к этому городу с восхищением, его считают «самым колоритным городом Черногории», который также известен как «Долина Богов». В течение многих лет Цетине переживал экономический кризис, так как промышленность была слабо развита и количество рабочих мест также было недостаточным.
В то же самое время Подгорица продолжала развиваться. Несмотря на то что Подгорица не обладает такой культурной ценностью для Черногории, как Цетине, она смогла стать тем местом, которое может предоставить более широкие возможности в карьере и учебе. Хотя между Цетине и Подгорицей 50 километров, взаимодействие между городами увеличивается.
Потом, чтобы подчеркнуть значимость Цетине, а также для того чтобы продолжить развитие этого города, было принято решение перенести туда некоторые государственные учреждения. Сейчас решено перенести туда министерство культуры, есть предложение перенести и другие, особенно юридические институты. Хотелось бы также создать в Цетине надлежащие условия для жизни, а не только говорить о его значимости в прошлом.
Из Рио в Бразилию
Рикардо Бетанкур, президент Сolliers International Бразилия
В течение имперского периода федеральной столицей Бразилии был «нейтральный» город, где располагался суд, – Рио-де-Жанейро. После провозглашения республики Рио-де-Жанейро стал федеральной столицей, а в 60-х годах ХХ века столица государства была перенесена в центр страны, к востоку от штата Гояс, и получила название Бразилия. Итак, Бразилия стала федеральной столицей, благодаря мечтам бывшего президента Жуселино Кубичека, городскому проекту Лучио Коста и архитектурному проекту Оскара Нимейра. Жуселино Кубичек представил бразильцам свой план развития со слоганом: «Пятьдесят лет за пять». План был нацелен на достижение развития 50 лет за 5, благодаря государственному финансированию в приоритетные сферы, такие как инфраструктура (дороги, аэропорты, гидроэлектростанции) и промышленность. Бразилия была построена на иностранные займы.
Началось передвижение главных департаментов федеральной администрации в новую столицу, включая штаб-квартиры законодательной, исполнительной и судебной властей. Федеральный округ (официальное название штата, где располагается федеральная столица) сохранил политико-административную структуру и является очень престижным, несмотря на то что столица была размещена здесь менее полувека назад. Республиканская реструктуризация страны превратила провинции в штаты, каждый из которых стал составляющей частью федерации.
Благодаря переносу федеральной столицы, бывший президент хотел развить центральную Бразилию и перенести органы, принимающие основные политические решения, из густонаселенного региона. Прогрессивная экономическая политика Жуселино имела как позитивные, так и негативные последствия для страны. С одной стороны, приход транснациональных компаний улучшил занятость в стране, а с другой, сделал ее более зависимой от иностранного капитала. Путь на индустриализацию оставил в стороне отдаленные территории, а также интересы фермеров и всего сельского хозяйства. Государство получило новую столицу, но из-за таких изменений внешний долг существенно увеличился. Юго-Восточный район и центр Западного района продолжали развиваться, привлекая все больше северо-восточных мигрантов. Массовый отъезд из сельской местности привел к росту бедности и насилия на юго-востоке страны