Станислава Хелминский, Финстрой: «Людям хочется совершать покупки в удобной красивой атмосфере»

Почему Вы решили идти в регионы?

Мы прекрасно понимаем, что российский рынок довольно большой и, в отличие от столиц и крупных городов-миллионников, хорошо развитых экономически, все остальные регионы – это тоже крупный рынок. В этих городах очень мало ритейла, и он хочет туда идти. Как показывает практика, когда компания выходит со своими магазинами в регионы, им это нравится, там действительно хороший спрос, у них хорошие продажи, но рынок торговых центров в регионах практически не представлен какими-то высококлассными проектами. Либо это какие-то переделанные старые советские универмаги, либо это полупрофессиональные торговые центры, которые не соответствуют всем критериям, которые современный ритейл предъявляет к торговым площадям. Плюс практика показывает, что ритейлеры предпочитают в регионах открываться именно в торговых центрах, а не в стрит-ритейле. Этот вакуум нас и подтолкнул идти в регионы и развивать там торговые центры.

Почему было решено выходить в регионы именно с сетевым проектом?

- Мы рассматривали различные варианты, в том числе и привязывать проект к конкретной локации, но потом пришли к выводу, что единый бренд несет в себе ряд определенных плюсов. Во-первых, это технология, которая касается продвижения торгового центра, то есть маркетинг. Во-вторых, зонтичный бренд привлекателен для ритейла. Ведь ритейлеры – это такие же люди, и когда им предлагают принять участие в новом проекте и если бренд им знаком, им уже нравится в проекте под таким же названием, но в другом городе, то они с охотой пойдут и в следующий проект. Для арендаторов это своего рода знак качества.

Нужны ли регионам столь же качественные торговые центры, как москвичам и петербуржцам?

Тенденция идет к тому, что людям хочется совершать покупки в удобной красивой атмосфере. В свою очередь, арендаторы хотят садиться в торговые центры, где хорошо работают все технические службы, где нормально функционируют вентиляция, кондиционирование, зимой тепло, летом прохладно. Люди всегда обращают внимание на такие вещи, им это нравится. Поэтому я считаю, что обязательно нужно делать это именно так и не надо останавливаться в прошлом.

Какие Вы видите трудности развития сетевых проектов в регионах, в отличие от одиночных?

С учетом того, что сетевые торговые центры находятся в разных городах, трудности тут будут у девелопера такие же, как и при развитии одиночного проекта. Могу сказать, что единственная трудность сетевого проекта для нас внутренняя, и она заключается в том, что города разные и все торговые центры немножко отличаются друг от друга как по составу арендаторов, так и по площадям и потенциальным покупателям. Трудность для нас увязать все это в рамках единого сетевого проекта. А так, пожалуй, ничем особо не отличается от строительства обычного торгового центра.

Какие ошибки обычно допускаются девелоперами при строительстве торговых центров в регионах?

Основная беда возникает, когда люди готовы поступиться качеством своих торговых центров и не уделяют должного внимания мелочам, что потом в итоге сказывается на общей картине. Для людей важна атмосфера, торговый центр – это то место, куда люди ходят, чтобы получить приятные эмоции. Как раз невнимание к мелочам может разрушить этот образ. Например, если плохо сделан туалет или неудобная парковка, неудобный подъезд, экономия на инфраструктуре, из этого складывается общее впечатление у посетителей. Если торговый центр в городе один, то, конечно, ритейлер откроется там, потому что деваться некуда. Но как только приходит конкурент, все мелкие недочеты тут же обращают на себя внимание.

Кто Ваши партнеры по маркетингу и брокериджу в Ваших торговых центрах?

У нас есть своя компетенция в этой области. У нас есть команда брокеров, есть свой собственный маркетинг. Они занимаются нашими проектами.

Почему Вы решили не привлекать, скажем, международных игроков, присутствующих сегодня на местном рынке?

У нас есть сегодня пробный проект в Саратове, где в качестве брокера мы привлекли компанию Jones Lang LaSalle. Пока процесс идет, и было бы рано говорить о результатах.

Как Вы намерены бороться за покупателя?

Надо изначально строить качественный торговый центр с запасом. То есть строить не то, что рынку будет нужно сейчас, а то, что рынку нужно будет через 3–5 лет. А во-вторых, нужно формировать лояльность покупателей к торговому центру именно как к единому месту. Ведь это не просто коробка, где сидят бренды. Торговый центр и сам должен быть брендом. Люди должны хотеть пойти к нам и даже если построится рядом конкурирующий ТЦ, то все равно у нас будет какой-то временной запас между тем моментом, когда на рынке появились мы и зашел наш конкурент. За это время нужно успеть привить эту лояльность именно к нашему ТЦ.

Каковы Ваши ожидания от 2012 года? Какие новые тренды нас ждут?

Я считаю, что 500-тысячники – это и есть новый тренд. Спрос на качественный ритейл в регионах, по моим оценкам, пока удовлетворен процентов на 30–40. Сами ритейлеры удивляются и рассказывают, что они пришли в город, открыли один магазин, он хорошо работает, открыли второй магазин, и он хорошо работает, открыли третий, и он тоже хорошо работает. Компании хотят развиваться, но зачастую им просто негде развиваться, поэтому рынок торговой недвижимости тоже будет расти. Сейчас пошла тенденция, что ритейлеры заходят во все более маленькие города, где, как выясняется, тоже есть спрос на их продукцию. Соответственно, спрос на качественную торговую недвижимость тоже будет расти.

Ждут ли рынок ритейла какие-либо проблемы в наступающем году? К чему нам всем стоит готовиться?

Исходя из той информации, которую я получаю, общаясь с ритейлерами, я не вижу каких-либо проблем. Мы, со своей стороны, считаем, что рынок ритейла будет развиваться и дальше. Если проблемы и придут, то точно не из этого сегмента.

Окажут ли европейские проблемы влияние на рынок российского ритейла?

Сложно сказать, но точно можно быть уверенным, что, например, если проблемы наступили в Европе, то в России люди есть не перестанут. Одежда тоже будет всем нужна. Поэтому надеюсь, что все проблемы Европы пройдут опосредованно от нашего рынка и это в меньшей степени нас затронет.

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre