Виталий Езопов, "Мастертел": "В период кризиса главным на рынке стал арендатор"

В период кризиса нелегко пришлось всем – и крупным, и мелким компаниям. О том, как экономический спад повлиял на рынок телекоммуникационных услуг, и о последних тенденциях в сфере телекома рассказывает генеральный директор компании «Мастертел», член совета директоров холдинга «Прайм Бизнес Групп» Виталий Езопов.

 

- Можно ли сказать, что сегодня сегмент телеком-услуг в коммерческой недвижимости вернулся к докризисным показателям?

 

- По моим ощущениям, да. По нашей компании наблюдается рост - мы превысили докризисные показатели.

 

В период кризиса случилась интересная вещь. Если раньше собственники, управляющие объектами коммерческой недвижимости, допускали эксклюзивность одного из партнеров по предоставлению телекоммуникационных услуг, то после кризиса за счет резкого сжимания рынка произошло смещение в сторону рынка покупателей – главным стал арендатор.

 

И естественно, это коснулось отрасли связи. На объектах коммерческой недвижимости перестали чинить препятствия для работы с тем или иным клиентом. За счет этого увеличилось проникновение, увеличилась конкуренция на каждом из объектов коммерческой недвижимости, что, в свою очередь, привело к либерализации политики в целом. Это повлияло и на то, что конкуренция стала более прозрачной и честной.

 

Как следствие, стали выделяться компании, которые предоставляют лучший сервис. Более востребованные компании стали быстрее развиваться. Для них это был позитивный шаг – произошла нормализация рынка.

 

- Каковы преимущества отсутствия эксклюзивного права телеком-оператора на обслуживание объекта недвижимости?

 

- Рынок позволяет получать определенные услуги по адекватным рыночным ценам. Эксклюзивное право плохо как для клиентов, так и для самих компаний, которые предоставляют эту услугу.

 

Если бы наша компания пользовалась каким-то протекторатом на конкретных объектах, то мы бы расслабились и ничего не делали - раз и так покупают, плохо мы работаем или хорошо. Когда есть конкуренция, мы понимаем, что должны быть лучше, чем наши конкуренты. Как минимум, не хуже. Поэтому мы стараемся выдерживать ценовую политику, стараемся снижать свою себестоимость, экономить на бизнес-процессах, сделав их оптимальными. Стараемся, чтобы пользователи были нами довольны – и как следствие, работали с нами, платили нам деньги. Это принцип социальной ответственности.

 

Сейчас все реже можно встретить случаи, когда на объекте есть лишь один оператор. Как минимум, их три-пять. Нормальная конкуренция ведет к стабильности на рынке.

 

- Какие основные требования предъявляются собственниками бизнес-центров к операторам телеком-услуг?

 

- Востребованность, в первую очередь. Востребованность означает, что многие арендаторы должны хотеть пользоваться услугами связи. Ради чего работать с неизвестными компаниями? Нет ни финансовой, ни политической, ни экономической выгоды.

 

Вместе с тем, за последние 10-12 лет все оборудование, на котором строятся сети связи в России и в мире, настолько эволюционировало, что у каждого крупного оператора связи сети построены по одному принципу, на одном и том же оборудовании. И вопрос не в том, что наша компания использует уникальное оборудование, а наши конкуренты нет. Все используют одно и то же, но кто-то может обеспечить удовлетворение потребностей клиента - быстрое заключение договора, высокую скорость подачи услуг, оперативное устранение неисправностей, расширение полос, а кто-то не может.

 

От чего это зависит?

 

- В первую очередь, дело заключается в построении бизнес-процессов. Второе – весь мир шел по такому принципу развития: сначала было много конкурентов, потом они начали объединяться, вырастали в мега-корпорации. А, как известно, чем компания больше, тем сложнее ей управлять. Страдают клиенты, происходит много трений внутри. Поэтому мы стараемся, чтобы  количество наших бэк-офисов не росло, а увеличивалась эффективность работы каждого сотрудника. Каждый день нужно думать о том, как построить процесс, что нового нужно внедрить, чтобы обеспечить такой уровень сервиса, которого нет у наших конкурентов.

 

Потом начинают работать другие факторы, такие как инфраструктура. Если ты можешь хорошо работать в одном районе, а в другом не можешь, то крупные клиенты устанавливают «среднюю температуру по больнице».

 

- Есть ли разница, на каком этапе телеком-оператор заходит в девелоперский проект?

 

- Безусловно. Чем раньше, тем лучше. Раньше мы получали техническое условие по старой схеме, и в момент его выполнения требование рынка было уже другое.

 

Современные технологии опережают стандарты развития. Иногда не нужно тратить огромные деньги на инженерную инфраструктуру в плане связи. Многое зависит от политики. На этапе проектирования можно изначально заложить правильную концепцию и в любой момент масштабировать количество участников. Работая на начальном этапе с профессиональным партнером – необязательно с одним, можно выбрать одного-двух локомотивов - потом, по мере необходимости, подключать еще провайдеров или партнеров. На этом можно существенно сэкономить.

 

- С чем может столкнуться девелопер при обеспечении телекоммуникаций в небоскребах? В чем сложность?

 

- Здесь есть несколько аспектов. Первое: небоскреб – это очень высоко. Наиболее важные вещи, наверное, не связаны с телекомом - это обеспечение внутренней безопасности, безопасности сотрудников. Тем не менее, связь очень важна. Если здание обесточивается, случается пожар – безусловно, нужно отключить электроэнергию. Поэтому нужно думать о том, чтобы связь и электрические сети были разнесены. Нужно предусматривать, чтобы наряду с современными технологиями внутри здания были проложены каналы связи, работающие по старому принципу. Например, ставить источники бесперебойного питания. Чтобы с их помощью при пропадании электричества можно было обеспечить громкую связь, коммуникацию с инженерным персоналом.

 

Что стоит проложить дополнительный провод в 300 метров? В масштабах здания это никто даже не заметит, но он может спасти кому-то жизнь.

 

- Какие сложности бывают при реконструкции зданий?

 

- Если здание реконструируется по правилам – то есть когда компания не сносит все внутри, оставляя внешний вид, а оставляет все, что было раньше – то конечно, реконструкция – это тяжело. Потому что сначала нужно усилить перекрытия, обеспечить закладные устройства декоммуникации. Нюансов очень много.

 

К сожалению, пока есть не так много удачных примеров реконструкции. Но сейчас зарождается практика, которая сможет нам продемонстрировать все сложности. Правительство Москвы приняло решение отдавать памятники государства в аренду за 1 рубль в год, но с обязательством вложить средства в их реконструкцию. Специальная комиссия будет следить за тем, чтобы работы проводились в соответствии с нормами закона. Не будет сноса, новостроя, а будет реконструкция – вот тогда можно будет точно сказать, насколько это сложный процесс. Потому что это будет уже не единичный случай, а массовая практика.

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre