Илья Байбус, RD Construction Management: "Российские заказчики закрывают глаза на инженерную составляющую проекта"

Новые технологии требуют новых решений. О тенденциях в офисном строительстве и трудностях, которые возникают у генподрядчиков, рассказывает коммерческий директор RD Construction Management Илья Байбус.

- Как повышение требовательности арендаторов во время и после кризиса отразилось на генподрядчиках?

- Произошло изменение рынка fit-out. Немногие компании-генподрядчики данного сектора строительства смогли пережить кризис. При этом ситуация за пределами Москвы была даже хуже. Например, у одного из генподрядчиков во время кризиса из 10 контрактов с заказчиками 7 были в судах. В данном случае менеджменту компании необходимо правильно выработать стратегию. Наша компания во время кризиса имела договорные отношения с иностранными компаниями – они сокращали бюджеты строительства, но полностью не отказывались от проектов, с которыми вошли в кризис.

Повышенные требования арендаторов связаны, прежде всего, с сокращением сроков строительства и уменьшением бюджета строительства. Наша компания смогла адаптироваться под такие требования за счет сокращения накладных расходов, прибыли и за счет решений, которые мы предлагаем заказчикам без ухудшения архитектурных аспектов проекта.

- Чем отличается российский и иностранный арендатор, в чем разница их требований?

Иностранные арендаторы более требовательны. Прежде всего, потому, что имеют опыт реализации проектов. Имея опыт, арендаторы обращают внимания на инженерные решения, на точки подключения, на энерговооруженность объекта. Причем иностранные арендаторы предпочитают фиксировать все данные на стадии заключения предварительного договора аренды и позднее, после анализа всех технических параметров объекта, все данные фиксируются в основном договоре аренды.

Российские заказчики относятся к проектам менее требовательно, закрывают глаза на инженерную составляющую проекта и энерговооруженность объекта и обращают внимание на высоту потолков, расположение объекта и прочие косвенные признаки.

- Какой тип офисов  (классические, шоу-румы, представительские) сегодня наиболее востребован? Почему?

- Востребованы более всего классические функциональные офисы. Они требуют меньше инвестиций, обладают функциональностью, гибкой планировкой. Если вы посмотрите, сколько имеется площадей класса А и B, то поймете, что класса B больше. Соответственно, и спрос в этом сегменте больше.

- Действительно ли растет спрос на «зеленые» офисы и бизнес-центры? Среди кого? Что это требует от девелоперов и строителей?

- Спрос на зеленые здания растет, прежде всего, у иностранных арендаторов. Российские пока мало об этом задумываются и не готовы тратить дополнительные деньги на такой неощутимый для них фактор как зеленое здание.

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre