Татьяна Ключинская, Colliers International: "Классический торговый центр девелоперу реализовывать выгодней"

- Что такое качественный торговый центр?

- Новый, свежий, с современными архитектурными решениями, новыми брендами, которые только что вышли на российский рынок. Это больше семейный ТЦ. Ну и, конечно, расположение – о нем можно вообще не говорить.

- Могут ли операторы входить в проект на стадии разработки ТЦ, влиять на концепцию объекта?

- Конечно. Когда предварительный вариант разработан и мы начинаем переговоры с якорями торговой галереи, они могут влиять на то, каким образом будет организовано пространство внутри комплекса. Это, конечно, не повлечет драматических изменений, но влияние они имеют.

- Как изменились требования арендаторов за последние годы?

- Ужесточились требования к уровню управляющей компании, к уровню технического обеспечения торгового центра, комфорту, уровню позиционирования ТЦ. Когда подписывается контракт, это все обсуждается. Если мы понимаем, что одновременно сдается три проекта, то арендатор, который ищет площадку, спрашивает об этих параметрах. И если ответ не будет соответствовать его ожиданиям – он пойдет в другой проект.

- Как отличаются требования арендаторов и девелоперов к ТЦ в регионах и в Москве?

- В регионах – исключая более развитые Екатеринбург и Санкт-Петербург – покупатели менее искушенные, поэтому  требования не настолько высокие, как в Москве. Однако те же Екатеринбург, Краснодар, Ростов, где конкуренция высокая и выбор богат, там требования выше.

- Каковы перспективы новых форматов ТЦ в России? Насколько девелоперы готовы разрабатывать эти проекты?

- Здесь есть несколько моментов. Что лежит в основе рождения новых форматов? Это развитие рынка, конкуренция и сформированные потребительские привычки. Нельзя просто сказать: «Вот магазин, там продается одежда, заходи». Нужно что-то другое, более высокого уровня. Если мы понимаем, что у девелопера есть рядом два участка – один побольше, другой поменьше, на последнем нельзя просто построить рынок, как это обычно происходит на МКАДе. Нужно думать – может быть, это будет аутлет-центр. Если посмотреть на западную практику, там ТЦ существуют рядом с аутлетами. Нужно смотреть с точки зрения зрелости рынка, конкуренции, ожидания покупателей.

- Не угрожают ли новые виды ТЦ формату «классики»?

- Нет. Пока девелоперы могут реализовать на любом участке земли классический торговый центр, который с точки зрения доходности выгодней, чем все остальные, – они будут это делать.

Целевая аудитория аутлетов – люди, пришедшие конкретно за брендовой одеждой по сниженным ценам. Лайф-стайл центра – люди с достатком выше среднего. Универмаги – рассчитаны на более финансово состоятельных людей. Рритейл-парки – дешевые цены в больших магазинах якорных операторов. Поэтому пересечение по целевой аудитории минимально.

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre