Ольга Архангельская, Ernst&Young: «Город передает гостиницы профессионалам за хорошие деньги»

- Как развиваются сейчас государственные гостиницы?

- Нужно разделить эти гостиницы на несколько категорий. Прибыльные отели под известными брендами типа «Метрополь» - это бизнес, который генерирует стабильный денежный поток. Город продает эти активы не потому, что они не прибыльные, а потому что содержание гостиниц – не функция властей. Их устраивает сценарий передачи объекта профессионалам за хорошие деньги.

Другая категория – менее качественные отели в удаленных местах. Такие объекты не интересны ни городу, ни инвесторам – они находятся далеко от центра, есть проблемы с проектированием и техническими характеристиками. Городские власти были бы рады их развивать или продать, но такой возможности нет. Некоторое время они так и будут стоять, пока не станут привлекательными: рынок может измениться, власти могут установить льготы для инвесторов или вложить бюджетные деньги в реконструкцию или снос отеля.

- Как развивается рынок хостелов? Угрожает ли он мини-гостиницам?

-  Рынок хостелов достаточно неорганизованный. Мы знаем, что они есть и привлекают все больше туристов - но систематизированной информации на рынке нет. В будущем рынок хостелов станет или более упорядоченным (тогда можно будет о нем судить как о полноценной части гостиничного рынка), или дешевые гостиницы вытеснят этот сегмент. Речь здесь идет о законах рынка. Если есть спрос – есть и предложение. Если рынок не может предоставить предложение дешевых гостиниц – ниша заполняется хостелами.

- В городах, где гостиницы строятся под определенное событие, власти разрабатывают планы дальнейшего использования номерного фонда?

- Города, связанные с Чемпионатом мира по футболу 2018 года, пока не строят много гостиниц – время еще есть. Однако власти задумываются над тем, чтобы разработать общую туристическую концепцию – как позиционировать город и как использовать номерной фонд после больших мероприятий.

К слову, в последнее время появилась тенденция среди девелоперов предлагать рынку модульные гостиницы. Это благоустроенные быстроустанавливаемые блоки, иногда на базе контейнеров, которые ставятся один на другой, формируя современное с точки зрения отделки и технического оснащения здание. В России рынка таких гостиниц пока нет. Но он активно развивается в Европе – к примеру, в Нидерландах компания Citizen M делает модульные гостиницы высокого класса. Единственный их минус – небольшие номера, но отели получаются очень современными и комфортными.

С точки зрения рынка такие отели могут быть использованы в двух случаях. Во-первых, это проведение массовых мероприятий: объекты можно построить недорого и при явной ненужности разобрать и перевезти. Во-вторых, это быстровозводимое жилье типа общежитий - оно, например, может быть востребованным больницами или туристическим центрами.

- По статистике, туристический поток в Санкт-Петербурге больше, чем в Москве (5,5 млн против 4,46 млн), при этом номерной фонд гораздо меньше (26 тысяч номеров против 42 тысяч)…

- Нельзя сказать, что эта статистика однозначна. В Москву туристы приезжают на большие сроки, чем в Питер. Кроме того, есть люди, которые бывают в столице проездом. Источников данных мало – это или статистика самих гостиниц (но данные подают не все отели, и не все указывают действительную цель приезда), таможенные данные, другие источники.

Но говорить об абсолютных цифрах достаточно сложно. Санкт-Петербург – туристический, сезонный город. В Москву приезжают с разными целями и дольше здесь пребывают.

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre