Александр Ерзовский, «Архитектор Бизнес Груп»: «Участие иностранных специалистов в разработке концепции модернизации вокзала обязательно»

- Как в России проходит программа модернизации вокзалов?

- В 2008 году президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин утвердил концепцию эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов. В первую очередь процесс коснется   важнейших внеклассных вокзалов и вокзалов 1,2 классов, которые обслуживают 83% пассажиров дальнего следования и 870 млн человек в год на поездах пригородного сообщения. В цифрах это порядка 350 вокзалов (около 6% от всех вокзалов России или 1 200 тыс. кв. м площадей).

Программа касается в том числе строительства вокзалов, которые будут задействованы в программе Олимпийских игр 2014 года в Сочи (Олимпийский парк, Адлер, Эсто-Садок, Альпика-Сервис), московских вокзалов (пилотный проект – модернизация Курского вокзала, первый этап которой уже завершен). В этом году завершается разработка проектной документации по пятидесяти вокзалам. Согласно программе необходимо модернизировать все 350 вокзалов до 2015 года.

В реализации девелоперского проекта по модернизации вокзала и привокзальной территории участвуют ОАО «РЖД» (инвестиции и имущество), субъекты федерации или муниципалитеты, а также частные инвесторы (инвестиции, имущество, работы, услуги). Доля участия в проекте определяется согласно инвестиционному договору.

- Какие основные цели будут решены в проектах модернизации российских вокзалов?

На базе вокзалов будут созданы многофункциональные транспортные пересадочные узлы, для пассажиров и пользователей услуг ТПУ будут созданы комфортные условия, обеспечивающие мировые стандарты качества обслуживания. Увеличение уровня рентабельности и экономической эффективности в процессе обслуживания пассажирских перевозок. И повышение коммерческого и инвестиционного градостроительного потенциала, в том числе за счет использования механизмов государственно-частного партнерства.

- Какие проблемы существуют в реализации программы?

Проект модернизации вокзала  - это всегда «общее дело». В процесс необходимо вовлекать все заинтересованные стороны. Во многом интересы собственников на прилегающих территориях идут вразрез с «общими» интересами. В некоторых регионах ограничивающим фактором становится низкая покупательная способность населения, что не может компенсировать затрат на проект модернизации. В таком случае приходится обходиться имущественным комплексом вокзала, не предлагать к освоению новые   участки, ограничиваясь полосой отвода РЖД.

Ограничивающим фактором также является существующая нормативная база, относящаяся как к требованиям по технологическому процессу работы вокзала, площадям помещений вокзала, так и к условиям использования земель железных дорог. Сегодня запрещено использовать пространство над железнодорожными путями под функции, не относящиеся к основной деятельности РЖД.

- Какие компании могут осуществить коммерческую деятельность на вокзале?

Для вокзалов с учетом их класса комфортности существует необходимый набор функций и услуг. Предпочтение отдается сетевым компаниям, которые могут обеспечить свое присутствие на многих вокзалах, соблюдая требования формата оказания услуг пользователем. На вокзалах, где формируется развитая коммерческая зона, нет ограничений для арендаторов с учетом общей концепции коммерческого зонирования вокзала.

- Будет ли развиваться тенденция размещения торговых центров на вокзалах?

При наличии ресурсов, грамотной организации пассажиропоток и пользователей организация торговых центров на вокзалах экономически целесообразна. Идеальной видится ситуация, когда вокзал с его торговыми функциями становится элементом взаимосвязанной городской среды с полным набором функций, и не только коммерческих.

- Каков европейский опыт модернизации вокзалов?

- Серьезная и комплексная программа модернизации была осуществлена за последние 15-20 лет в Европе. Наиболее интересен нам опыт Германии, Франции, Бельгии, Испании, Австрии, Италии. Австрийская программа модернизации вокзалов во многом схожа с нашей.

Хороший пример - Центральный вокзал в Вене, заменивший собой два бывших тупиковых вокзала южного и восточного направлений. Результатом реализации это проекта стало  усиление геополитического значения Вены после расширения ЕС в 2001 году, включение Вены в трансевропейскую сеть транспортных коридоров. Высвобожденные железнодорожные и коммунальные территории  были использованы  под создание нового привлекательного для проживания района на 13 тыс. жителей, строительство 550 тыс. кв. м офисных площадей, развитие социальной инфраструктуры и парк  площадью 8 га с новой сетью велосипедных и пешеходных дорожек.

Но самым интересным примером в Вене, если не рассматривать Центральный вокзал, является проект Западного вокзала, который был открыт в ноябре 2011 г. Существующее здание вокзала было объединено с двумя «крыльями» коммерческого использования (29 тыс.кв. м офисных площадей и гостиница, 17 тыс.кв.м - торговля, услуги, рестораны).

Что касается Германии, то проекты модернизации вокзалов страны не впечатляют цифрами дополнительных коммерческих площадей. Они организуют их столько, сколько будет достаточно, основной доход Немецкие железные дороги получают от перевозок. Наибольшие объемы коммерческих площадей - центральный вокзал Лейпцига – 40 000 кв. м,  Центральный вокзал Франкфурта на Майне – 14 700 кв. м, Центральный вокзал Мюнхена – 14 400 кв.м, однако в целом они не превышают 10 000 кв. м.

Масштабные программы модернизации проводятся во Франции, Испании, Великобритании.

Удивительные проекты демонстрирует Китай, который фактически сейчас обновляет свою железнодорожную инфраструктуру. Гигантские вокзальные комплексы отстраиваются заново. Наиболее интересные проекты - Южный вокзал в Пекине, вокзал в Шанхае, вокзал в Ухане, южный вокзал в Гуанджоу. Эти вокзалы организованы по принципу аэропортов, самостоятельной коммерческой зоны на них не предусматривается.

К модернизации российских вокзалов привлекаются иностранные специалисты – их участие в разработке концепции является обязательным. Французская компания AREP (составная часть  SNCF Французских железных дорог) консультировала проекты вокзала Сочи, Владивостока, Иркутска, Хабаровска, Волгограда, Краснодара, Астрахани, московским вокзалам. Немецкая компания Deutsche Bahn International выступила консультантом по сочинским олимпийским вокзалам, Перми, Владимиру, Екатеринбургу, Казани, московским вокзалам.

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre