- Как вы считаете, с Олимпиадой Сочи превратился из локального курортного бренда в международный. Каким образом это повлияло на гостиничный рынок в целом?
- Сочи пока не является международным направлением, но у города есть все шансы стать им после зимних Олимпийских игр в 2014 г. Безусловно, международный туризм в Сочи будет только приветствоваться. Однако в краткосрочной перспективе основной целевой аудиторией станут все же туристы из России и СНГ. Хочу отметить, что город в течение долгого времени не мог предложить должный уровень услуг, в то время как российский рынок динамично развивался, демонстрируя существенное увеличение покупательной способности, а также запрос на услуги и товары более высокого качества. Благодаря новой инфраструктуре и объектам Сочи совсем скоро сможет предложить достойный ответ на этот запрос и предоставить туристам, деловым путешественникам совершенно новый уровень услуг.
- А сколько отелей открыто в Сочи под под брендами Rezidor Group?
- Сейчас под брендами Rezidor в Cочи работают два отеля: «Radisson SAS Лазурная» и «Park Inn by Radisson Роза хутор» в Красной Поляне (открылся в начале этого года). Rezidor также объявила еще три проекта в Сочи. Это отель Radisson Blu Resort & Congress (Имеретинская низменность, инвестор — «Отель девелопмент»), «Radisson Роза хутор» («Интерррос») в Красной Поляне, Park Inn by Radisson City Center в центре Сочи («Региональная гостиничная сеть») и Park Inn by Radisson Riviera, за который взялась группа «Миэль».
- Какие главные отличия в концепциях разных отелей Rezidor?
- Park Inn by Radisson – это отели среднего ценового сегмента, которые имеют достаточно единую концепцию в рамках всей цепочки. Бренд воплощает международные стандарты гостеприимства и учитывает национальные и локальные особенности, при этом главное преимущество бренда – оптимальное соотношение цены и качества. Radisson – это отели и курорты категории upper upscale. Здесь особое внимание уделяется сервису высокого уровня и индивидуальному подходу к каждому гостю.
- Каковы перспективы гостиничного сегмента в постолимпийский период. Что нужно сделать, чтобы обеспечить приемлемую заполняемость гостиничных объектов после Олимпиады?
- На мой взгляд, после Олимпиады для Сочи важным станет редевелопмент и репозиционирование, прежде всего, как «супер-направления», а не просто «постолимпийского города». Местным органам власти совместно с частным сектором стоит продумать стратегический план по созданию в Сочи супер-популярного курорта. Реализация такого плана будет иметь решающее значение для уравновешивания возросшего предложения в гостиничном сегменте и формирования здорового рынка гостеприимства в этом регионе.
- Вы можете спрогнозировать, какой будет жизнь гостиниц в постолипийский период?
- Прогнозы всегда делать сложно, но вероятно, что рынок будет испытывать напряжение в постолимпийский период. В целом такая ситуация на рынке складывается после любого крупного международного события, очень многие крупные города являются свидетелями этого. В Сочи появится порядка 20 тыс. гостиничных номеров. Соответственно, в постолимпийский период все гостиничные операторы будут испытывать дисбаланс, но через два-три года ситуация начнет выравниваться. Однако для этого в развитии Сочи большую роль должна играть администрация города, от которой будет зависеть дальнейшее развитие туризма и бизнес-туризма в этот регион. Без дополнительного промоушна региона сочинские объекты будут не настолько востребованы, как хотелось бы участникам рынка.
- Если говорить о продвижении курорта, как вы полагаете, что должно быть сделано на административном уровне?
- После Олимпиады Сочи получит инфраструктуру и современные объекты такого уровня, о котором многие города только могут мечтать. С одной стороны, это большой подарок, а с другой - большая ответственность для областной и городской администрации, которым предстоит выстроить грамотную систему управления этими активами. Ведь возможный успех Сочи как популярного направления для отдыха принесет бонусы прежде всего городской администрации - из каждого рубля, потраченного туристами, через систему налогообложения, отдельный процент будет идти в казну города. Именно поэтому, на мой взгляд, городская администрация должна быть заинтересована в дальнейшем продвижении Сочи как популярного курорта.
Чтобы добиться в этом успеха, безусловно, необходимо установить среднесрочные и долгосрочные цели, при этом немаловажным фактором станет борьба с коррупцией. Другой приоритетный вопрос в дальнейшем успехе этого региона – появление новых возможностей для перелета в Сочи. Вероятно, на федеральном уровне стоит установить политику «открытого неба», чтобы стоимость авиабилетов из Москвы в Сочи стала ниже, чем стоимость перелета в Стамбул или в Европу.
- На днях стало известно, что правительство решило урегулировать цены на номера в сочинских гостиницах. Насколько обоснованна данная мера? Как госрегулирование цен скажется на окупаемости олимпийских проектов?
- Регулирование цен на гостиничные номера на время Олимпиады в Сочи вполне разумно с точки зрения гостей игр. Олимпийский период является очень коротким сроком в жизни отеля - это всего три месяца. Я с уверенностью могу сказать, что для инвесторов и девелоперов этот период не будет принципиальным с точки зрения возврата инвестиций и окупаемости. Если говорить конкретно о нас, то мы пришли в Краснодарский край на гораздо более длительный период и, соответственно, у нас еще будет возможность завоевать рынок. В настоящее время все номера в гостиницах на олимпийский период либо проданы, либо забронированы, это говорит о том, что наполняемость гостиниц в период Олимпиады будет максимальной. Даже если какое-то количество номеров останется свободным, то продавать их по завышенной цене будет просто глупо, такой шаг испортит репутацию компании.
- Сеть Rezidor могла бы появиться на курортах Северного Кавказа?
- Мы вели обсуждение подобных идей, но пока о каких-либо проектах говорить рано. Безусловно, курорты Северного Кавказа привлекательны для нас за счет широкого диапазона возможностей - минеральные воды, spa, горнолыжные курорты.
- Сеть Rezidor пришла на российский рынок в 1991г. Как изменился рынок гостиничной недвижимости за 20 лет?
- Компания Rezidor вышла на российский рынок с отелем «Radisson Славянская». 20 лет назад, действительно, была сложная бизнес-обстановка, если сравнивать с текущим моментом, то это как день и ночь. Безусловно, сейчас ситуация и рынок изменились. Если говорить о российских региональных городах, ситуация в каждом городе сильно отличается с точки зрения экономического развития и вливания инвестиций. В одном городе бизнес среда может быть дружелюбной, а в другом - нет. В одном месте – есть конкурентная среда, в другом рынок еще не охвачен.