- Безусловно, за два года появились конкуренты, которые стали оказывать подобные услуги, и, по большому счету, рынок стал формироваться достаточно четко. Сейчас на нем представлены порядка 6 компаний. Но количество терминалов как у нас, так и у наших конкурентов не превышает 3-4 складов.
- Конкурентная борьба на рынке усилилась?
- Конкурентная борьба усиливается, но она пока не такая жесткая, чтобы вести ценовые войны или прикладывать серьезные маркетинговые усилия, для перенаправки клиентов к себе. Емкость рынка позволяет сейчас всем участникам чувствовать себя достаточно комфортно.
- Какие были трудности тогда, а какие сейчас?
- Самая основная сложность, с которой и раньше, и сейчас приходится работать – это то, что услуга изначально незнакома потребителю. Self-storageв России - тот редкий случай, когда рынок сформирован предложением. Соответственно, возникает вопрос продвижения. Нам необходимо доносить наш бизнес до сознания потребителя, и культивировать тот факт, что он имеет такую возможность – воспользоваться складами индивидуального хранения и разгрузить свое пространство. Смысл в том, чтобы не занимать балконы и кладовки, а жить более комфортно в своих, не всегда просторных, квартирах.
- Зачем одному из самых успешных девелоперов Москвы («Сити Бокс» входит KR Properties) понадобилось развивать self storage?
- Мы во многом опирались на зарубежный опыт. Учитывая, что компания KR Properties – достаточно крупный девелопер, портфель наполнен достаточно интересными проектами, но всегда есть стремление его диверсифицировать и расширить. Проект «Сити-Бокс» –розничный проект в недвижимости, который минимизирует риски в период кризиса. В сегменте b2b при возникновении сложных ситуаций на рынке предприниматели начинают сокращать расходы, а наша целевая аудитория на 65% состоит из физических лиц. Именно они, а не юридические лица, дают возможность сохранять денежный поток и в период кризиса. Это серьезное преимущество.
- KR Properties строит боксы на своих землях или арендует?
- В концепции нашего развития предусматривается строительство как на собственных, так и на арендованных землях. Более того, мы рассматриваем возможность приспособления для «Сити-Бокс» уже готовых зданий.
- Склады индивидуального хранения можно сравнить с обычным складом?
- Склады – другой бизнес как по объему инвестиций, так по деньгам и целевой аудитории, нежели self-storage. Их нельзя сравнивать. К примеру, мы берем на себя решение проблем безопасности, тогда как склады зачастую арендуются без многих необходимых моментов. С точки зрения затрат: на квадратный метр при строительно-монтажных работах приходится от 600 до 900 долл. на «квадрат». в зависимости от того, с чем имеем дело - с приспособлением существующего помещения или со строительством нового. В зависимости от потока клиентов, доходы от аренды составляют 450 долларов за 1 кв. м. в год. В среднем self-storage окупается от 2,5 до 6 лет.
- Что хранят в self storage? А что ни в коем случае нельзя хранить?
- Чаще всего наши ячейки используются для хранения сезонных вещей. Юридичесие лица берут их в аренду для сохранения товарных остатков. У нас запрещено хранить все то же самое, что запрещено российским законодательством. Часто возникает вопрос о хранении, вернее, пребывании в ячейках животных и птиц, но мы не можем предоставить им такие условия.
- Какой опыт Запада был перенят? А что на рынке SS –наша российская национальная особенность?
- С точки зрения организации и контроля мы многое взяли с Запада. Национальных особенностей практически нет, они пока не успели появиться. Хотя, например, за границей в терминалах обычно нет детской игровой зоны, а у нас она есть.
- На рынке SS могут появиться новички? «Старожилы» этого бизнеса готовы к такому повороту?
- С перспективой в 5 лет мы вряд ли будем испытывать конкурентные сложности с новыми игроками. Проблема как раз в другом - рынок недвижимости не всегда понимает присутствие игрока self-storageв своих проектах, хотя хранение может стать одним из ключевых проектах в бизнес-парках и реконструированных промзонах. Девелоперы могут использовать self-storage в пакетах своих предложений, но пока в России нет четкого и обширного понимания, как устроен этот бизнес.