Максимилиан Пивоваров, генеральный директор детского города профессий «КидБург» и музея занимательной науки «ЛабиринтУм»: Со временем девелоперы начинают отдавать себе отчет в том, зачем им в ТК нужен именно интерактивный семейный проект

Чем интересны для девелоперов детские парки развлечений, проекты в формате edutainment, насколько они рентабельны для бизнеса и каковы перспективы этих проектов, в интервью CRE.RU рассказал Максимилиан Пивоваров, генеральный директор детского города профессий «КидБург» и музея занимательной науки «ЛабиринтУм».

– Почему сегодня девелоперов интересуют парки развлечений?

– За последние несколько лет отношение к семейному досугу во много изменилось. Родителей стали меньше привлекать обычные детские аттракционы, возросла популярность тематических парков. В целом этот рынок находится в стадии роста, именно поэтому сейчас хороший момент для инвестиций в подобный бизнес.

– Почему этот рынок в стадии роста? Когда девелоперы этим форматом заинтересовались? Почему ваша компания решила заниматься именно этим направлением?

– Существует достаточно доводов, подтверждающих рост рынка, например, в сравнении с представленностью услуг в западных странах: в России активно открываются интерактивные музеи занимательной науки. Мы получаем массу заявок на открытие проектов, подобные «КидБургу». Причем со временем девелоперы больше отдают себе отчет, зачем им нужен именно интерактивный семейный проект в торговом комплексе. Открытый интерес к формату возник после открытия «Дивного Города» в «Гранд Каньоне». Первый раз в России девелопер собрал в одном пространстве торговые и досуговые проекты, ориентированные на детей и семью. После открытия «Дивного города» в 2011 году в него устремились не только потоки посетителей, но и представители девелоперов со всей России. Не все верили в коммерческий успех идеи, пытались изучить и перенять модель.

Компания не принимала решения заниматься интерактивными проектами. Она изначально была создана под открытие города профессий.

– Насколько рентабельны парки формата edutainment, совмещающие образование и развлечения для детей?

– Тематические парки формата edutainment сейчас очень востребованы, однако рентабельность в каждом случае зависит от особенностей конкретного проекта: объема инвестиций, устойчивости идеи. В целом при грамотном подходе можно окупить вложения за два года. Грамотный подход заключается в балансе затрат и доходов. Грамотными являются действия, при которых компания инвестирует в те услуги, в те развлечения и в ту деятельность, которые дети смогут оценить. В этом случае можно монетизировать результат труда. Не вернутся вложения в дорогие отделочные материалы или сложные архитектурные формы. Детям совершенно все равно, сколько стоит плитка на полу. Для них важнее атмосфера, которую вы создаете. А родители будут судить о проекте в первую очередь по степени удовлетворенности детей.

– Что вы скажете девелоперу, решившему построить парк формата edutainment? Строить, не строить, в чем сложности или, наоборот, все просто и прибыльнее, чем жилье эконом-класса в Новой Москве?

– Не берусь сравнивать жилье эконом-класса и проект в формате edutainment: на мой взгляд, это несопоставимые вещи. Что лучше построить: детский сад в новом жилом массиве или еще один корпус с квартирами? Что выгоднее? Ответ очевиден. Но детский сад строят, чтобы повысить привлекательность жилого дома. Проекты в формате edutainment – это комплементарная услуга. Также надо оценивать масштабность проекта. В нашем портфеле есть проекты на 300 кв. м и на 3000 кв. м. Это разные инвестиции, но оба проекта являются интерактивными и одинаково успешно справляются с задачей обучения через развлечение. Масштаб в большей степени зависит от плотности проживания целевой аудитории: в крупном жилом массиве будет вполне достаточно центра площадью 350–400 кв. м.

– Первый город профессий «КидБург» открылся в в Петербурге в 2011 году, а уже через год – в Ростове-на-Дону. «КидБург» заявил о планах выхода в Москву. Сообщалось, что компания запустит детский город профессии в «ЦДМ на Лубянке». Какая площадка и условия в ЦДМ? Какие еще площадки вы рассматриваете в Москве?

– Первый в Москве «КидБург» появится уже в этом году. Но сообщить место пока не можем в соответствии с договоренностями с собственником. А масштабное открытие парка площадью 3 тыс. кв. м в «ЦДМ на Лубянке» запланировано на следующий год. Кроме «ЦДМ» рассматриваем площадки, схожие по масштабу, но удаленные от центра и места расположения потенциальных конкурентов (KidZania, например). А что касается условий аренды, обычно они рыночные, как для якорных арендаторов.

– Вы назвали KidZania конкурентом. Это единственный конкурент? Как складываются отношения с конкурентами?

– И конкурент, и партнер одновременно. Сейчас рынок совершенно далек от стадии насыщения, скорее он в зародышевом состоянии. В этот период любой проект работает на развитие культуры потребления, на популяризацию направления. Пока очень узкий сегмент потенциальных клиентов знаком с концепцией edutainment. Если говорить о других игроках, то о планах открыть проект заявила компания «Эспро» («Мастерславль»), а также австрийский Minopolis. На данный момент в России существует всего два города профессий, и оба – «КидБурги»: в Санкт-Петербурге в «Гранд Каньоне» и в Ростове-на-Дону в мегацентре «Горизонт».

– Как должны быть выстроены детские зоны в торгово-развлекательном комплексе?

– Чтобы привлечь юных посетителей, в детских зонах должно быть интересно всем, независимо от возраста. Концепцию необходимо выстроить таким образом, чтобы каждый мог выбрать для себя интересное занятие. Кроме того, как показывает опыт, детские зоны должны совмещать в себе открытое и закрытое пространство, чтобы взрослые могли оставить ребенка одного, либо находиться с ним рядом. Скорее всего, универсальных правил нет, в каждом конкретном случае разрабатывается индивидуальная концепция. Сколько места арендодатель готов выделить под детский проект? Как развита досуговая составляющая в комплексе? Каким образом организовано питание? Все это вводные данные.

– Сколько времени дети находятся в «КидБурге» сейчас? Каких клиентов привлекаете?

– В среднем дети в «КидБурге» находятся 4,5 часа. В большей степени их время пребывания ограничено режимом работы и терпением родителей. Мы работаем на массовый рынок. Наши клиенты – это все семьи с детьми от 2 до 13 лет. Для малообеспеченных семей и детей без родителей мы предусмотрели возможность бесплатного посещения.

 – Что будет магнитом в детском парке развлечений?

– Наличие wow-факторов – интересных и необычных движений. В «КидБурге» одна из зон представляет собой самолет, там ребята учатся на пилотов и стюардесс, также у нас есть большой корабль, горящий дом, который тушат пожарные, и многое другое. Это до сих пор одно из самых популярных мест у маленьких горожан.

– Какие временные затраты на строительство парков формата edutainment?

– Могу ответить, опираясь только на личный опыт. В случаях со всеми нашими проектами срок строительства занимает около полугода с учетом стадии проектирования. Как это происходит в других компаниях, затрудняюсь ответить.

– Судя по существующим проектам, какая окупаемость парка развлечений?

– При грамотной организации и правильной бизнес-схеме окупаемости можно достичь примерно за два года. Именно к этой цифре мы стремимся во всех наших проектах.

– Кто ваш посетитель?

– Мы в первую очередь ориентируемся на семьи. Наша аудитория – это мамы, папы, бабушки, дедушки и, конечно, дети. Также «КидБург» тесно сотрудничает со школами: для учащихся мы проводим тематические и профориентационные программы.

– Как в вашем парке все устроено? Концепция едина, или в зависимости от региона будут вноситься некоторые изменения.

– Во всех городах мы используем единую концепцию. «КидБург» – город профессий для детей. Здесь они меняются ролями с родителями. Дети трудятся, зарабатывают деньги, делают карьеру, а родители отдыхают, наблюдают за тем, как дети профессионально растут.

 

– Что тематические парки смогут заменить для детей? Как вы оцениваете этот проект?

– Скорее не заменить, а возродить культуру досуга. В частности, восполнить потерянную дворовую культуру.

– Какой входной билет в парк развлечений?

– Стоимость входного билета – 250 рублей для взрослых, и от 550 до 850 рублей для детей, в зависимости от дня недели. Кроме того, у нас разработаны программы скидок для семей и постоянных посетителей.

– Многие девелоперы заявили о строительстве парков, в том числе приближенных к формату «Диснейленда». Например, группа компаний «Регионы» заявила совместно со студией DreamWorks о тематических парках. Такие парки могут составить Вам конкуренцию?

– Нет, это другая концепция и другой формат досуга. Наоборот, это обеспечит синергию. Люди увидят, что существуют абсолютно разные варианты семейного досуга и культурного времяпрепровождения.

– Какая недвижимость будет сопутствующей в парке формата edutainment?

– Затрудняюсь ответить. Посещение города профессий или подобного проекта занимает от трех часов и более. Логично разместить на территории кафе, магазин. У нас помимо них представлены фотоуслуги, ведь родителям хочется запечатлеть ребенка в процессе работы.

– Кто ваши партнеры? На каких условиях сотрудничаете?

– До настоящего времени наши проекты финансировались за счет средств частных инвесторов. Сейчас же мы предлагаем франшизу для всех городов, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. В них проекты будут реализоваться на собственные средства участников проекта.

– В каких городах работают по франшизе? Вы довольны?

– Мы объявили о продаже франшизы только в апреле 2013 года. Пока находимся в стадии подписания договоров коммерческой концессии. Обязательно расскажем о результатах, когда проекты будут реализованы.

– Какие объекты в вашем портфеле?

– На сегодняшний день наши проекты – это интерактивный музей занимательной науки «ЛабиринтУм» и детские города профессий «КидБург» в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону.

В «ЛабиринтУме» интересно и детям и взрослым: одни только начинают постигать науки, другие уже основательно забыли школьную программу и с радостью заново открывают для себя законы физики. А «КидБург» ориентирован на детей 4–14 лет.

–Куда Вы планируете потратить вырученные деньги от парков?

– На развитие, открытие новых проектов.

– После того как построите парк в Москве, какими проектами будете еще заниматься?

– Есть задумка реализовать совершенно новый проект в Санкт-Петербурге. Планируется, что он выйдет на рынок в 2015 году. Это будет уникальный формат досуга для всей семьи, но его концепцию мы пока держим в тайне.


Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre