- С чего все начиналось? Как завод по производству флаконов превратился в модное арт-пространство? И почему «Флакон»?
- Название мы взяли, исходя из того производства, которое изначально здесь было. Правда, завод перестал существовать еще до нас. Когда мы здесь впервые появились, он уже был банкротом, а все производство было закрыто. Продолжать его мы не собирались и тогда начали думать, что и каким образом здесь изменить, чтобы реформировать доставшуюся нам территорию и сделать из нее «живое» место. Грянул кризис, и стало очевидно, что ставку надо делать на небольшие креативные компании, которые будут уезжать из дорогих офисов в центре и искать более демократичные и в то же время более свободные и творческие места обитания. Так заброшенная промышленная территория превратилась в творческий кластер дизайн-завод «Флакон».
В процессе создания проекта мы поняли, что то, чем мы занимаемся, имеет много схожего с медицинским термином ревитализация, что означает давать новую жизнь.
- Какие сегменты недвижимости представлены на «Флаконе»?
- У нас представлен весь спектр коммерческой недвижимости, который существует на рынке: торговые пространства, кафе, рестораны, офисы, коворкинги, мастерские, студии и даже два детских садика.
На территории расположены две площадки для проведения публичных мероприятий – от частных вечеринок до общегородских праздников. Это пространства Loft и The Cube, которые можно моделировать под самые разные форматы и концепции.
Одно из последних наших пространств – ремесленные мастерские. Под них мы приспособили неиспользуемые заводские гаражи. Сейчас в них располагаются 8 мастерских: кузнечная, стекольная, кожевенная, столярная, ювелирная, а также – мастерская по керамике, мастерская по пошиву одежды и мастерская старинной печати. Это уникальное для Москвы пространство, в котором весь процесс производства осуществляется в одном месте. Благодаря этому здесь можно не только заказать изделие у мастера, но и воочию увидеть весь процесс его создания и даже сделать его самому.
- Расскажите о ваших арендаторах – кто они?
- Для начала замечу, что всех своих арендаторов мы называем «жителями» и тщательно подходим к их подбору. Главное условие – комфортное пребывание всех на «Флаконе» и активное участие в жизни сообщества. Каждый новый «житель», который приходит к нам, должен иметь собственный поток людей, заинтересованных в его услугах, его деятельность должна встраиваться в мероприятия, которые мы регулярно проводим, а его услуги или товары – быть востребованы другими «жителями» «Флакона».
- Оформление и дизайн помещений происходит на усмотрение «жителей»?
- Девиз «Флакона»: «Творите, что хотите!». Именно этому принципу, заложенному с самого начала, мы верны до сих пор. Все началось, когда мы только приступили к благоустройству территории. Первое, что мы тогда услышали от будущих арендаторов: «Только не делайте евроремонт». Мы их послушали, сделали входные группы, привели в порядок общие зоны, провели необходимые коммуникации, а все остальное отдали на откуп «жителям». В итоге, все остались только в выигрыше. Ведь когда человек делает что-то для себя, а не приходит в уже сделанное кем-то помещение, в интерьере сразу появляются интересные дизайнерские решения. К примеру, у нас было помещение, в котором по центру проходила железобетонная балка. Естественно, мы как девелоперы хотели ее снести, нам казалось, что она мешает и «разбивает» помещение. А ребята из архитектурного бюро, пришедшие туда, наоборот, попросили ее оставить и в результате сделали на ней качели.
Когда к тебе приходят креативные люди – им не надо ничего диктовать, навязывать, они сами все сделают. В некотором смысле «Флакон» провоцирует людей делать что-то необычное, вплоть до каких-то мелочей, и этим мы и нравимся. В создании интерьеров мы следим только за выполнением пожарных, строительных и прочих норм.
- Насколько я знаю, Ваша ставка аренды сегодня выше, чем у «Красного Октября», хотя Ваш творческий кластер находится не в центре. Почему это происходит?
- Цену, прежде всего, определяет спрос. У нас давно уже заняты все помещения, а на те, которые периодически освобождаются, стоит очередь – примерно из трех арендаторов на место. В связи с этим у нас даже появилось такое выражение: «”Флакон” не резиновый, “Флакон” - стеклянный». Конечно, мы стараемся минимально повышать ставку аренды, добирая какими-то другими услугами, например, проведением совместных мероприятий. Это идет на пользу всем жителям. Мы стараемся соблюдать баланс, но опять же, если спрос есть – мы должны на него реагировать.
- Этой осенью вы заявили, что готовы выставить часть помещений на продажу, так ли это?
- Да, мы готовы предоставить часть помещений, которые сейчас сдаются в аренду, в собственность. В первую очередь, мы предлагаем помещения нашим «жителям». При этом мы открыты и другим креативным компаниям, главное, чтобы они дополняли наше сообщество.
На сегодняшний день на продажу выставлено 6 тыс. кв. м. Это полная линейка всех помещений, которые есть на «Флаконе»: офисы, мастерские, студии и шоу-румы, которые представляют собой как готовые помещения внутри многофункциональных пространств, так и площади с отдельным входом. За самим дизайн-заводом останутся все общие зоны, инфраструктурные объекты, а также пространства для проведения мероприятий: Loft и TheCube. А также – полное управление площадкой в лице той же управляющей компании, которая занимается этим с самого начала проекта.
Таким образом, мы хотим создать некое пространство, которое живет само, тем более что люди, превращаясь из просто арендаторов в полноправных собственников, будут иначе относиться к «Флакону»: фактически как к своему дому.
- Покупатели уже есть?
- Покупатели появились еще до нашего предложения – именно «жители» и выступили с инициативой выкупить занимаемые ими площади. Сейчас мы ведем активные переговоры с двумя десятками арендаторов.
Что касается покупателей извне, то у нас достаточно много предложений, но в данном случае у нас действует жесткий отбор. Мы ни в коем случае не хотим продавать площадь, пусть и за хорошую сумму, какой-то непрофильной компании. Ну, к примеру, автосервису, при всем уважении к этому бизнесу – но он к нам не имеет отношения. Нам важно сохранить профиль «Флакона», и даже в случае продажи части площадей – облик дизайн-завода никак не изменится.
- А что будет с арендаторами, которые не захотят выкупать?
- Они останутся арендаторами. Схема такая: если вы арендуете офис, мы готовы его вам продать, но если вы не хотите или не готовы его покупать, то можете продолжать его арендовать. У нас нет задачи распродать площади. Мы просто говорим: «Да, мы готовы – если вы хотите». Это как квартира в жилом доме, вы же там лестницу не покупаете.
Деньги, которые мы получим от продажи площадей, мы намерены вкладывать в аналогичные проекты в других городах. Эти проекты мы назвали – пространствами F класса.
- Что такое офисы класса F? И что отличает эту категорию от других?
- Проанализировав формат творческих кластеров, мы пришли к выводу, что их нельзя сравнивать с традиционными сегментами недвижимости. Это не офисы класса А, потому что они находятся не в центре. Это не офисы класса В, потому что они принципиально отличаются от многих стандартных бизнес-центров. Так что же это такое? Мы стали думать, как можно объяснить это явление, и пришли к выводу, что это совершенно другой формат недвижимости, если хотите - другой вид жизнедеятельности, который сегодня активно развивается в Европе, а у нас пока такие пространства в основном сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге.
Пространства F класса отличает многофункциональность. Это место, где развита полноценная инфраструктура, благодаря которой здесь можно одновременно работать и отдыхать, а иногда даже и жить. Это сообщество людей и компаний, занятых в креативных сферах бизнеса и находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом. И это активная культурная политика, выраженная в различных социо-культурных мероприятиях: от кинопоказов и лекций до тренингов для начинающих предпринимателей и общегородских праздников. Все это коренным образом отличает пространства F класса от классических бизнес-центров и торгово-развлекательных комплексов.
- Востребованы ли подобные площади в регионах?
- Мы регулярно получаем запросы из разных городов страны, с целью масштабировать наш опыт на других площадках. При этом обращаются к нам как владельцы похожих территорий: «Нам так нравится “Флакон”, можете сделать нам что-то похожее», так и просто люди творческих профессий: «Нам так нравится “Флакон”, приходите в наш город, мы вам подберем пространство, а вы сделаете из него что-то похожее». Желание людей, чтобы такие площадки были в других городах, огромное.
Сейчас мы все эти заявки отрабатываем и с некоторыми уже ведем переговоры. Думаю, что-то дойдет до реализации, хотя это процесс достаточно сложный. Здесь нет понятия франчайзинг, в каждом конкретном случае должна быть разработана своя уникальная концепция, которая затем должна быть реализована, а это невозможно сделать, если не принимаешь личного участия в проекте. Поэтому мы готовы выступать только как партнеры.
- На какие города вы нацелены в первую очередь?
- В первую очередь, на города-миллионники и те города, где существует спрос на креативную атмосферу и на креативные площадки. Сейчас, например, мы ведем переговоры с городом Иваново – там совершенно другой пласт людей. Пока сложно сказать, какой конкретно, переговоры только ведутся. Прежде чем что-то делать, надо понимать, какие там люди, какой есть запрос со стороны общества, какие отрасли больше всего развиты - и уже на основе этого выстраивать концепцию. В Перми, например, очень серьезно относятся к искусству, а в Новосибирске развиты технологии и наука. Кроме того, везде свои уникальные объекты. В одном городе это объект из красного кирпича в центре города, в другом – голый бетон на окраине.
- Сейчас много говорят о реновации промышленных зон в самой Москве. Вы планируете в этом принимать какое-то участие?
- Я периодически бываю на совещаниях на эту тему, мы ведем определенную работу с правительством Москвы. Например, с Мосгорпарком, у нас есть отношения, с Департаментом культуры мы проводим совместные мероприятия. Думаю, если будут запросы от конкретных владельцев конкретных площадок что-то сделать, то мы будем в этом участвовать. Если будут запросы от правительства Москвы – тоже, конечно, готовы участвовать.
- А общественные пространства? Вот, например, сейчас хотят сделать пешеходными набережные Москвы-реки, в этом вы участвовать готовы?
- Мы ведем переговоры с Мосгорпарком, у нас есть ряд запросов, которые мы на данный момент исполняем. Плюс есть новый проект, - я пока не буду говорить о нем, - который очень тесно связан с парками. Опять же, если наш опыт кому-то полезен, кто-то хочет сделать что-то похожее или привлечь нас к решению каких-то задач – мы готовы этим заниматься.
- А чего на сегодняшний день не хватает Москве?
- Мне кажется, что основная проблема всего, что сейчас делается – то, что люди, которые являются заказчиками этих работ, сами не пользуются той инфраструктурой, которая в результате получается. К примеру, все ездят на автомобилях с водителями. Возможно, дело в том, что это достаточно масштабные объекты, и продумать до мелочей все изначально очень трудно. На мой взгляд, правильней делать все поэтапно. Сначала нужно делать те вещи, которые нужны в первую очередь, потом смотреть, чем народ интересуется, куда ходит, - и делать остальное. Отличный пример – парк им.Горького. Там тоже не было Генплана. Все делалось поэтапно. В итоге - там получилось, а по другим вещам такого не могу сказать. Любое пространство должно жить, а жить оно будет тогда, когда те люди, которые живут в округе, будут им интересоваться. Очень четко нужно понимать, что для них нужно.
Еще меня волнует борьба с автомобилистами в центре города. Платные парковки, я согласен, - это хорошо, но тогда все пространства, кроме пешеходных улиц, нужно приспосабливать под парковки. Не нужно заставлять людей бросать автомобили, пусть это будет платно, но пусть это будет комфортно, парковочные места должны быть везде, где это возможно.
А в принципе, я позитивно отношусь к тому, что происходит сейчас в Москве с точки зрения приведения в порядок парков, общественных пространств, набережных, пешеходных дорожек и т. д. В любом случае это некая забота о людях. На «Флаконе» мы достаточно часто думаем, как сделать, так, чтобы у нас было комфортно и пешеходам, и автомобилистам, и жителям, и гостям. Это некий баланс: должно быть удобно людям, тогда они будут приходить.