Алексей Емельянов: генеральный директор управляющей компании City&Malls PFM «Самое важное – убедить людей, что мечта об идеальном доме реальна»

– Под вашим управлением находятся сейчас такие специализированные торговые центры, как МЦ Roomerи ТВК «Экспострой на Нахимовском». Какие существуют особенности и сложности управления подобными объектами, в чем отличие от управления обычными ТЦ?

Специализированные торговые центры требуют повышенного внимания со стороны управляющей компании, интенсивной работы коммерческой и маркетинговой служб. Мы с вами не каждый день делаем ремонт и не каждый день ходим по строительным центрам. Поэтому о специализированном объекте необходимо постоянно неназойливо напоминать, чтобы в нужный момент покупатель вспомнил о нем и приехал за покупками. Коммерческая служба крупных специализированных центров должна регулярно анализировать рынок, изучать новые бренды, особенным образом вести работу по предоставлению информации покупателям. В мебельном центре, например, очень важно проводить мероприятия для посетителей, где специалисты будут демонстрировать преимущества представленных в ТЦ товаров, рассказывать о последних трендах в оформлении интерьеров, знакомить с новинками. Самое важное – это умение заинтересовать людей, убедить, что мечта об идеальном доме реальна.

Управляющая компания классического торгового центра – с хорошим пулом арендаторов, удачной локацией и кинотеатром – ничего подобного может не делать. Потребительские товары всегда найдут своего покупателя, достаточно регулярно организовывать акции и скидки.

А как строится работа по техническому управлению и эксплуатации специализированным торговым центром?

Facility Management специализированных центров в целом не сильно отличается от эксплуатации классических ТЦ. В обоих случаях локальные места организованы по одному принципу, в обязательном порядке согласовываются технические задания с заказчиком.

Какие бы вы могли обозначить проблемы управления специализированными торговыми центрами?

Главной проблемой я вижу то, что сегодня на рынке не существует единых стандартов управления, каждая компания живет по своим правилам. Необходима стандартизация параметров с тем, чтобы клиенты могли оценить и сравнить качество и стоимость услуг, предоставляемых разными компаниями.

Немаловажной является и неправильная настройка процесса управления, когда компания надеется только на человеческий ресурс, и в результате при первом подходящем случае происходит сбой в работе. Кроме того, у многих сложности начинаются при последующей эксплуатации принятого объекта. Например, строители нередко экономят на системе кондиционирования, в результате во многих торговых центрах летом стоит нестерпимая жара, с которой управляющая компания не в силах бороться.

Наконец, говоря о сложностях в работе управляющей компании, нельзя не упомянуть о дефиците квалифицированных кадров инженерного состава. Сегодня сложно найти как профессиональных электриков и техников, так и главных инженеров, наблюдается активная борьба управляющих компаний за специалистов. Уверен, что необходимо формировать собственную систему наставничества в компаниях, а также распространять передовой опыт ведущих игроков рынка.

Алексей, есть ли смысл сегодня участникам рынка задуматься о формировании организации, которая будет работать над выработкой единых стандартов управления?

Конечно, имеет. Сегодня в России назрела необходимость установления единых стандартов управления объектами недвижимости, которые будут обязательны для всех игроков рынка. Актуальность данной инициативы важна не только для исполнителей – управляющих компаний, но и для самих девелоперов. Ведь последние смогут адекватно оценить стоимость предоставляемых услуг, сделать корректный анализ тендерных предложений. Сегодня, например, часты случаи, когда управляющие компании стремятся сэкономить на персонале и выводят на площадку меньше техников. Благодаря стандартам подобные нарушения будут прекращены.

В чем отличия управления ТЦ и БЦ, что сложнее в управлении?

Конечно, торговые центры сложнее в управлении. Во-первых, ТЦ ориентирован как на арендаторов, так и на внешних клиентов, то есть покупателей, для которых важны совсем другие параметры объекта. С бизнес-центрами проще: конечными потребителями являются сами арендаторы. Если бизнес-центр имеет удачную локацию, а управляющая компания должным образом оказывает эксплуатационные услуги, особых проблем обычно не возникает.

Существуют отличия и в эксплуатации объектов. Например, в классических торговых центрах инженерная служба не имеет права работать в торговой зоне в дневное время, так как это может помешать покупателям. В офисных центрах инженерные службы осуществляют работы и днем, если они носят локальный характер.

Вы работаете только в столице?

– В настоящее время мы работаем только в Москве. Дело в том, что сегодня регионы не готовы к открытию крупных специализированных торговых центров, таких как МЦ Roomer, «Гранд», или ТВК «Экспострой на Нахимовском». В российских городах-миллионниках открываются «ИКЕА» и OBI, но в большей степени развита рыночная торговля. Так, в свое время мы изучали Самару и обнаружили, что там превалирует торговля строительными материалами именно в рыночном формате, когда ряд железных контейнеров объединены под одной крышей. Безусловно, со временем ситуация изменится и региональный рынок нам будет интересен. При этом, мы имеем все ресурсы для работы в других городах, так как уже много лет работаем с ТВК «Экспострой на Нахимовском» и можем выходить на новые площадки с готовым пулом арендаторов.

Как вы оцениваете качество строительства сегодняшних торговых объектов?

С точки зрения конструктива, состояние объектов в целом хорошее, а вот по инженерному наполнению, как я уже говорил, есть недочеты – зачастую страдают вентиляция и кондиционирование. Кроме того, не все застройщики четко планируют вертикальный транспорт, чтобы доставить людей с одного этажа на другой. Например, в Москве есть прекрасный торговый центр, не буду его называть, в котором мне еще ни разу не удавалось быстро добраться с парковки в торговую часть. Время ожидания занимает от 10 минут и больше. Понятно, что при проектировании торгового центра архитекторы всегда создают некие зоны, чтобы «протянуть» покупателя в дальние локации, расположенные дальше от входа или основного коридора, поднять его на более высокий этаж и т. п. Но говоря о проблемах с лифтами, я имею в виду именно ошибки, а не запланированные «ловушки».

Какое будущее ждет, по-вашему, российский рынок управления недвижимостью?

Я надеюсь, что в ближайшем будущем произойдет консолидация рынка, в результате чего уровень предоставляемых услуг будет соответствовать западному. Собственники объектов постепенно начнут передавать управление внешним компаниям, так как им проще будет нанять независимого подрядчика, чем решать проблемы собственными силами.

Как бы вы оценили спрос на услуги управления в разных областях коммерческой недвижимости?

Безусловно, сегодня со стороны собственников наблюдается повышенный спрос на управление бизнес-центрами. Объяснить это можно, в частности, тем, что офисы класса А обязаны иметь стороннюю управляющую компанию.

Торговые центры чаще всего управляются и эксплуатируются силами собственника. Скорее всего, потому что ТЦ сложнее позиционировать на рынке и поддерживать заявленную концепцию. Реализовать такую задачу можно, постоянно поддерживая интерес к объекту со стороны покупателей с одной стороны и контролируя арендаторов с другой. Все это создает собственнику дополнительные риски, и потребуется время, чтобы управляющие компании заслужили полное доверие и были способны взять всю ответственность за управление ТЦ на себя.

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre