Валентина Ченцова, эксперт по классификации гостиниц и иных средств размещения, ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации": "В России необходимо ввести обязательную классификацию отелей"
- Как проходит процедура классификации?- Прежде всего, руководитель гостиницы, санатория, иного средства размещения направляет заявку на проведение классификации в организацию, которая прошла аккредитацию в той туристской администрации субъекта Федерации, где расположено средство размещения. В Москве, например, аккредитацией занимается Комитет по туризму и гостиничному хозяйству. В заявке указывается категория, на которую претендует отель. К заявке прилагаются: анкета, содержащая сведения о номерном фонде и его структуре для определения объемов работ по классификации; копии учредительных документов и документов о государственной регистрации, копии документов , подтверждающие соответствие оказываемых услуг требованиям пожарной безопасности, соблюдение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических правил, норм и требований охраны окружающей среды . Оценка гостиницы и иного средства размещения включает в себя оценку средства размещения в целом и его номерного фонда.
При классификации проводится оценка гостиницы, которая базируется на совокупности требований и критериев бальной оценки , указанных в Системе классификации и номерного фонда. Существуют определенные требования к номерам различного типа. Так, например, апартамент должен состоять из двух и более жилых комнат – гостиная / столовая и спальня ( кабинет), а также иметь кухонное оборудование . Если заявитель указывает в анкете и в рекламе, в том числе на своем сайте, что предоставляет гостям номер « Сюит» , значит гость должен быть уверен что будет жить в номере высшей категории , площадью не менее 75 м. кв , имеющем три и более жилых комнат, с нестандартной широкой кроватью и дополнительным гостевым туалетом . В противном случае - это уже не «Сюит», и отель дает недостоверную информацию .
Отельеры часто неверно позиционируют структуру своего номерной фонда. В свою очередь эксперт проверяет каждый номер на соответствие его определенной категории. Позднее вместе со свидетельством о присвоенной классификации выдается приложение, в котором указывается количество и категории номеров. Многие гостиницы по-прежнему называют номера « полулюксами», причем это может быть, по их мнению , как однокомнатный, так и «двухкомнатный номер» . Но такой категории номеров , как и номеров, «повышенной комфортности» не существует в Системе классификации гостиниц и иных средств размещения. Если мы обратимся к Системе классификации, то увидим, что у нас есть номера высшей категории (сюит, апартаменты, люкс и студия) и номера первой – пятой категорий. В случае если гостиница заявляется на присвоение 4-5 звезд, аккредитованная организация формирует, и направляет в отель комиссии из 3-х экспертов по классификации гостиниц и иных средств размещения.
Решение о присвоении звезд выносится коллегиально, составляются протоколы, пишется акт, рекомендации по устранению выявленных несоответствий, которые подписывают председатель комиссии и руководитель средства размещения . В акте указывается категория, то есть количество «звезд» ( от одной до пяти или « мини-отель» ) для средств размещения с количеством номеров от 5 до 15 , которая присваивается отелю, категории номерного фонда (каждого номера) и их количество.
- Как определяется стоимость работ по классификации?- Стоимость зависит от категории средства размещения ( на которую претендует заявитель) и количества номеров в данном средстве размещения .
- На какой срок выдается свидетельство о классификации?- По действующей в настоящее время Системе классификации гостиниц и иных средств размещения, утвержденной Приказом Минкультуры России от 3 декабря 2012 года № 1488, свидетельство о присвоении категории выдается на 2 года. Но в Минюсте в настоящее время находится на регистрации новая редакция Порядка классификации гостиниц и иных средств размещения, в которой предлагается выдавать свидетельство на 3 года. Если гостиница уже проходила классификацию, то нет необходимости проходить ее повторно. Нужно пройти процедуру подтверждения категории в той же организации , которая присваивала категорию. При проведении подтверждения категории средства размещения эксперты проверяют устранение несоответствий, которые были обнаружены при классификации, но не повлияли на решение о присвоении категории , а также фиксируют несоответствия, которые могли возникнуть за два года. Стоимость работ по подтверждению, конечно, ниже стоимости работ по классификации.
- Не секрет, что отели, расположенные в городах, в которых будет проходить Чемпионат мира по футболу 2018, должны пройти обязательную классификацию. Предусмотрены ли какие-то санкции в случае, если отель не пройдет обязательную классификацию?- Средства размещения в этих 11 городах должны пройти классификацию до 1 июля 2015 года. Высказываются мнения о необходимости продлить этот срок еще на год. Однако никакого официального решения пока нет. Поэтому в случае, если гостиницы этих городов не пройдут классификацию в срок, они могут подвергнуться санкциям. Руководителям средств размещения необходимо знать, что статья 14.39 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях РФ гласит: «Предоставление гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания без свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, если в соответствии с законодательством Российской Федерации наличие такого свидетельства является обязательным, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей». Кроме того, в случае не прохождения обязательно классификации в срок, деятельность отеля будет являться не законной.
- Есть ли какие-то особые требования для отелей, расположенных в тех городах, где будет проходить FIFA-2018?- Нет, требования едины для всех.
- Какие требования чаще всего не выполняются, если говорить о классификации отеля на категорию 5 звезд?- Чаще всего не выполняются требования к персоналу гостиниц и иных средств размещения, изложенные в Приложении 8 Системы, я бы просила руководителей обратить на это особое внимание. Необходимо выполнять требования к уровню образования: наличие высшего профессионального образования для руководителей высшего и среднего звена управления (среднее звено: руководители подразделений, служб), наличие среднего профессионального образования для линейного персонала (имеют непосредственный регулярный или периодический контакт с клиентами гостиницы) – это прежде всего сотрудники службы размещения, номерного фонда и питания. Требования предъявляются и к стажу работы, к переподготовке и повышению квалификации персонала. Даже линейный персонал в гостинице должен проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 2 года. Многие работодатели не хотят тратить деньги на переподготовку персонала и повышение квалификации. В свою очередь это отрицательно сказывается на качестве оказываемых услуг.
Претендуя на высокую категорию, руководители порой не учитывают и следующие требования: для гостиниц категорий 3-5 звезд необходимо наличие стационарного генератора, обеспечивающего освещение и работу основного оборудования, в том числе лифта в течение не менее 24 часов, внутреннее радиовещание с возможностью радиотрансляции во всех помещениях, включая лифты, наличие плавательного бассейна или сауны с мини-бассейном для средств размещения категории 4 звезды, плавательного бассейна для отеля категории 5 звезд, наличие лифта в здании более 3 этажей для гостиниц категории 3 звезды, наличие лифта в здании гостиницы более двух этажей для гостиниц 4-5 звезд.
- Брендированным отелям легче проходить классификацию?- Никто не будет оспаривать, что сетевая организация управления гостиницами обеспечивает эффективную и качественную эксплуатацию гостиниц путем стандартизации продукта и унификации систем управления. Известный бренд - гарантия надежности, качества и комфорта. В этих отелях существуют высокие внутренние стандарты качества обслуживания, а это является одним из требований при прохождении классификации. Чем крупнее гостиничная корпорация, тем серьезнее подход к подготовке и обучению кадров. Обучение здесь проходят все: и линейные сотрудники и генеральные менеджеры, причем обучение проводится системно и постоянно. А все эти факторы положительно влияют на качество услуг , а значит и на прохождение классификации.
- На ваш взгляд классификация дает конкурентное преимущество отелю?- На мой взгляд, да, объект только выигрывает. Уверена, что проведение работ по классификации способствует повышению качества предоставления услуг и значительно улучшает материальную базу средств размещения, т.к. владельцы средств размещения при подготовке к классификации дополнительно инвестируют в отели. Эксперты, проводящие классификацию – это очень опытные, профессиональные специалисты. Они помогают руководителям гостиниц сделать их отель еще лучше. Прохождение классификации – это стимул к развитию отеля и, безусловно, дает конкурентные преимущества.
Я за обязательность введения государственной классификации по многим причинам. Надо признать, что добровольный порядок классификации средств размещения до сих пор почему-то не очень стимулировал отели официально получить звезды. Зачастую отели, особенно в регионах России, сами присваивают себе «звезды», понимая, что гостю некогда читать, какие удобства и номера предоставляет гостиница или санаторий. Свой выбор туристы во многом основывают исходя из заявленного на фасаде и в рекламе количества «звезд», указанных средством размещения , но часто это недостоверная информация, вводящая в заблуждение. Обязательный и единый порядок классификации в России необходим, причем не только туристам, но и самим гостиницам и иным средствам размещения, поскольку это возможность быть более конкурентоспособными и привлекательными, в том числе и для иностранных гостей.
Беседу вела Валерия Зайкова, CRE.
Поделиться