Валентина Ченцова, эксперт по классификации гостиниц и иных средств размещения, ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации": "В России необходимо ввести обязательную классификацию отелей"

-    Как проходит процедура классификации?

-    Прежде всего,  руководитель   гостиницы, санатория, иного средства размещения   направляет  заявку на проведение классификации   в организацию, которая прошла  аккредитацию  в  той туристской администрации субъекта Федерации, где расположено средство размещения. В   Москве, например, аккредитацией занимается Комитет по туризму и гостиничному хозяйству. В заявке указывается категория, на которую претендует отель. К заявке прилагаются: анкета, содержащая  сведения о номерном фонде и его структуре для определения  объемов работ по классификации; копии учредительных документов и документов о государственной регистрации, копии документов , подтверждающие соответствие оказываемых услуг  требованиям пожарной безопасности, соблюдение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических правил, норм и требований охраны  окружающей среды . Оценка гостиницы  и иного средства размещения  включает в себя оценку средства размещения в целом и его номерного фонда.

При классификации проводится оценка гостиницы, которая базируется  на совокупности  требований и критериев бальной оценки , указанных в Системе классификации и номерного фонда.  Существуют определенные требования к номерам различного типа. Так, например,   апартамент должен состоять из двух и более  жилых комнат – гостиная / столовая и спальня ( кабинет),  а также иметь кухонное  оборудование .  Если  заявитель  указывает  в анкете и  в рекламе, в том числе на  своем  сайте, что  предоставляет   гостям  номер  « Сюит» , значит гость должен  быть уверен  что будет жить  в номере   высшей категории , площадью не менее 75 м. кв , имеющем  три и более  жилых комнат,  с нестандартной широкой кроватью  и дополнительным  гостевым туалетом .  В противном случае  - это уже не  «Сюит»,  и отель дает недостоверную информацию .

Отельеры часто  неверно позиционируют структуру  своего  номерной фонда. В свою очередь эксперт проверяет каждый номер на соответствие его определенной  категории.  Позднее вместе со свидетельством о присвоенной классификации выдается приложение, в котором указывается количество  и  категории  номеров.  Многие  гостиницы  по-прежнему называют  номера « полулюксами»,  причем это может быть, по их мнению ,  как однокомнатный, так и «двухкомнатный номер» . Но такой категории номеров , как и номеров, «повышенной комфортности»  не существует в  Системе классификации гостиниц  и иных средств размещения. Если мы обратимся к Системе классификации, то увидим, что у нас есть номера высшей категории (сюит, апартаменты, люкс и студия) и номера первой – пятой категорий. В случае если гостиница  заявляется  на присвоение 4-5 звезд,   аккредитованная организация формирует,  и направляет в отель  комиссии из  3-х  экспертов по классификации гостиниц и иных средств размещения.

Решение о присвоении звезд выносится коллегиально, составляются  протоколы, пишется  акт, рекомендации  по устранению выявленных несоответствий, которые подписывают председатель комиссии и   руководитель средства размещения . В акте указывается  категория,  то есть количество «звезд»  ( от одной до пяти  или « мини-отель» )  для средств размещения  с количеством номеров от  5 до 15 , которая присваивается отелю, категории  номерного фонда  (каждого номера)  и их количество.  

-    Как определяется стоимость работ по классификации?

-    Стоимость  зависит от категории средства размещения ( на которую претендует  заявитель)  и  количества номеров в  данном средстве размещения .

-    На какой срок выдается свидетельство о классификации?

-    По действующей в настоящее время  Системе  классификации гостиниц и иных средств размещения, утвержденной  Приказом Минкультуры России  от 3 декабря 2012 года № 1488,  свидетельство  о присвоении категории  выдается  на 2 года.  Но в Минюсте в настоящее время находится на регистрации новая редакция Порядка классификации гостиниц и иных средств   размещения, в которой предлагается выдавать свидетельство   на 3 года.  Если гостиница уже проходила классификацию, то нет необходимости проходить ее повторно. Нужно  пройти процедуру подтверждения   категории в той же организации , которая  присваивала  категорию. При проведении  подтверждения   категории средства размещения  эксперты проверяют  устранение несоответствий, которые были обнаружены при классификации, но не повлияли на  решение  о присвоении  категории , а также фиксируют несоответствия,  которые  могли возникнуть за  два года. Стоимость работ по подтверждению, конечно, ниже стоимости работ по классификации.

-    Не секрет, что отели, расположенные в городах, в которых будет проходить Чемпионат мира по футболу 2018, должны пройти обязательную классификацию. Предусмотрены ли какие-то санкции в случае, если отель не пройдет обязательную классификацию?

-     Средства размещения в этих 11 городах должны пройти классификацию до 1 июля 2015 года. Высказываются  мнения  о необходимости   продлить этот срок еще на год. Однако никакого официального решения пока нет. Поэтому в случае, если гостиницы этих городов не пройдут классификацию в срок, они могут подвергнуться санкциям.  Руководителям средств размещения   необходимо знать, что статья 14.39 Кодекса  Российской Федерации об административных нарушениях РФ гласит: «Предоставление гостиничных услуг,  услуг  по временному размещению и (или) обеспечению временного  проживания без свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, если в соответствии  с законодательством  Российской Федерации наличие такого свидетельства является обязательным, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей». Кроме того, в случае не прохождения обязательно классификации в срок, деятельность отеля будет являться не законной.

-    Есть ли какие-то особые требования для отелей, расположенных в тех городах, где будет проходить FIFA-2018?

-    Нет, требования едины для всех.

-    Какие требования чаще всего не выполняются, если говорить о классификации отеля на категорию 5 звезд?

-    Чаще всего  не выполняются требования к персоналу гостиниц и иных средств размещения, изложенные в Приложении 8 Системы, я бы просила руководителей  обратить на это  особое внимание. Необходимо выполнять требования к уровню образования: наличие  высшего профессионального  образования  для руководителей  высшего и среднего звена управления (среднее звено: руководители подразделений, служб), наличие  среднего профессионального образования  для линейного персонала  (имеют непосредственный  регулярный или периодический контакт с клиентами гостиницы) – это  прежде всего сотрудники  службы  размещения,  номерного фонда и питания. Требования предъявляются и к стажу работы, к  переподготовке и повышению квалификации персонала. Даже линейный персонал в гостинице должен проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 2 года. Многие работодатели не  хотят  тратить деньги на переподготовку персонала и повышение квалификации. В свою очередь это отрицательно сказывается на качестве  оказываемых услуг.

Претендуя на высокую категорию, руководители  порой  не учитывают и следующие  требования: для гостиниц  категорий  3-5 звезд необходимо наличие стационарного генератора, обеспечивающего освещение и работу основного оборудования, в том числе лифта в течение не менее 24 часов, внутреннее радиовещание с возможностью радиотрансляции во всех помещениях, включая лифты, наличие  плавательного бассейна или сауны с мини-бассейном для средств размещения  категории 4 звезды, плавательного бассейна для  отеля категории 5 звезд, наличие лифта в здании более 3 этажей для гостиниц категории 3 звезды,  наличие лифта  в здании  гостиницы более двух этажей для гостиниц 4-5 звезд.

-    Брендированным  отелям легче проходить классификацию?

-    Никто не будет оспаривать, что  сетевая  организация управления  гостиницами обеспечивает эффективную и качественную эксплуатацию гостиниц  путем стандартизации  продукта и унификации систем управления.  Известный бренд - гарантия  надежности, качества и комфорта.   В  этих   отелях существуют высокие  внутренние стандарты  качества  обслуживания, а это является одним из требований при прохождении классификации.   Чем крупнее гостиничная  корпорация, тем серьезнее подход к подготовке и обучению кадров. Обучение здесь  проходят все: и линейные сотрудники и   генеральные менеджеры, причем обучение проводится системно и постоянно. А все эти факторы положительно  влияют  на качество услуг , а значит и на прохождение классификации.

-    На ваш взгляд классификация дает конкурентное преимущество отелю?

-    На мой взгляд, да, объект только выигрывает.  Уверена, что проведение работ по классификации способствует повышению качества  предоставления услуг и значительно улучшает материальную базу средств размещения,  т.к. владельцы  средств размещения  при подготовке к классификации  дополнительно инвестируют в отели. Эксперты, проводящие классификацию – это очень опытные, профессиональные специалисты. Они  помогают  руководителям  гостиниц   сделать их отель еще лучше. Прохождение классификации – это стимул к развитию отеля и, безусловно, дает конкурентные преимущества.

Я за  обязательность введения государственной классификации по многим причинам.  Надо признать, что добровольный порядок классификации  средств размещения до сих пор  почему-то не очень  стимулировал  отели официально получить звезды. Зачастую отели, особенно в регионах России,  сами присваивают себе  «звезды», понимая, что гостю некогда  читать, какие  удобства  и номера предоставляет гостиница или санаторий. Свой выбор туристы во многом основывают  исходя из заявленного на фасаде и в рекламе  количества «звезд»,  указанных   средством размещения , но часто это недостоверная информация, вводящая  в заблуждение. Обязательный и единый порядок классификации в России необходим, причем не только туристам, но и самим  гостиницам и иным средствам размещения, поскольку это возможность быть более конкурентоспособными и привлекательными, в том числе и для иностранных гостей.

Беседу вела Валерия Зайкова, CRE.

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre