Итоги года - офисный сегмент
Своими мнениями о развитии офисной недвижимости делятся Михаил Миндлин, партнер, руководитель департамента офисной недвижимости, Cushman & Wakefield, Мария Сергиенко, директор департамента коммерческой недвижимости компании Capital Group, Армен Саруханян, генеральный директор RD Management и Наталья Круглова, директор бизнес-направления Недвижимость компании Pro Consulting Global Limited.
Михаил Миндлин,
партнер, руководитель департамента офисной недвижимости, Cushman & Wakefield
- Каковы основные тренды на рынке офисной недвижимости Москвы в 2014 году? - Замедляющаяся экономика, растущий доллар и, как результат, падение спроса на новые офисные помещения на фоне растущего предложения привели к тому, что в 2014 году офисный рынок стал рынком арендатора. Объемы новых сделок заметно сократились – многие компании пересогласовывают договоры аренды.
- Московский рынок офисной недвижимости ставит рекорды по вводу площадей в 2014 г. Как вы оцениваете развитие рынка в 2015 в связи с этим обстоятельством? Сколько может поглотить рынок? - Уже сейчас понятно, что 2015 год продолжит тенденции 2014 и все, что будет введено в эксплуатацию не поглотится, а учитывая багаж непоглощенных помещений ожидать резкого выправления ситуации и роста рынка в 2015 году не приходится. Однако некоторые позитивные сдвиги мы к концу года все же сможем увидеть.
- Что будет происходить с офисами класса А в следующем году? По некоторым данным их доля в объеме всего предложения Москвы по итогам года может составить 53%- Доля класса А в объеме нового предложения в 2014 году составила более 50%. И это еще более усугубило ситуацию с объемом вакантных помещений в этом сегменте. Отрадно, что собственники, понимая серьезность ситуации, идут на встречу клиентам активно снижая ставки и предлагая интересные условия аренды помещений. Мы ожидаем, что их усилия вернут интерес арендаторов к высококлассным офисам, который заметно снизился в связи с политикой сокращения расходов.
Мария Сергиенко,
директор департамента коммерческой недвижимости компании Capital Group - Как рекордный ввод офисной недвижимости в Москве в этом году может повлиять на девелопмент в грядущем году?- Увеличение количества новых проектов на рынке не отвлекает внимание клиентов от уже существующих проектов в «Москва-Сити» при условии, что они отвечают современным требованиям рынка (инженерные системы, грамотные планировки, опытная управляющая компания и проч.). К примеру, в «Городе Столиц» уровень вакантности сегодня 5%, несмотря на то, что стоимость аренды в «Городе Столиц» выше средней ставки по Сити.
Относительно перспектив мы все же позволяем себе сдержанный оптимизм, несмотря на непростую ситуацию в сегменте московской офисной недвижимости. Прежде всего, на основании большого количества переговоров, которые мы сейчас ведем с потенциальными арендаторами, в то числе крупными, в нашем новом проекте МФК «ОКО».
В 2015 году в «Москва-Сити» заявлен ввод в эксплуатацию нескольких проектов, и аналитики прогнозируют рост вакантности в Сити до 30%. Однако наши коммерческие условия в «ОКО» более, чем рыночные: для якорных арендаторов мы предусматриваем дисконт порядка 15%, офисная башня уже полностью готова. Управляющая компания приступает к работе на объекте, а эффективные планировки этажей позволяют нашим арендаторам получить экономию до 20% за счёт меньшего объема арендуемых площадей.
В 2015 году основными факторами, влияющими на коммерческие условия, станет увеличение объема вакантных площадей, в том числе за счет ввода новых проектов а также же курсовые изменения. Еще один тренд – передача помещений арендатору с готовой отделкой, финансирование которой осуществляет арендатор.
- Насколько рискованно строить офисную недвижимость в текущей ситуации?- В любой ситуации, тем более кризисной, наиболее перспективно инвестировать в МФК, где возможна диверсификация финансовых рисков за счет разных типов недвижимости, либо диверсифицировать портфель проектов, не фокусируясь на одном из сегментов недвижимости.
- Как вы оцениваете итоги уходящего года?- Мы позитивно оцениваем результаты 2014 года. Было несколько крупных сделок аренды и купли-продажи торговых и офисных площадей в Сити. Кроме того, в 2014 году мы продлили договоры аренды основных арендаторов в Городе Столиц и находимся в процессе активных переговоров с потенциальными арендаторами, в том числе крупными, в нашем новом проекте МФК «ОКО».
В целом, могу сказать, что мы чувствуем себя вполне комфортно в перспективе 2015 года. В следующем году основными факторами, влияющими на коммерческие условия, станут увеличение объема вакантных площадей, в том числе за счет ввода новых проектов, а также же курсовые изменения. Еще один тренд 2015 года – передача помещений арендатору с готовой отделкой, финансирование которой осуществляет арендатор.
Армен Саруханян,
генеральный директор RD Management - Как кризисная ситуация, сложившаяся в этом году, повлияла на отношения УК с собственниками и арендаторами?
– Нынешняя рыночная ситуация – определенный вызов управляющим компаниям, которым необходимо удержать существующий портфель объектов, объем оказываемых услуг, одновременно обеспечив их высокий уровень качества.
В интересах бизнеса - и для УК, и для собственника, и для арендатора - надо стремиться обслуживать не только здание, но и его арендаторов. Это сэкономит их деньги, поднимет качество сервиса и обеспечит дополнительный доход для УК.
Внешний фон, как и ожидаемый дисконт арендных ставок, напрямую не дают оснований для снижения цен на услуги управляющих компаний. В условиях инфляции и нестабильности курса рубля, цены на расходные материалы для эксплуатации растут. При этом необходимо индексировать и заработную плату сотрудников для сохранения кадрового потенциала. Это происходит за счет уменьшения собственной прибыли. Заказчики должны принимать это как некий дисконт для себя и не требовать уменьшения стоимости эксплуатации. С учетом того, что доходность в нашем бизнесе невелика, даже в таких условиях можно обсуждать изменение цены эксплуатации в сторону увеличения. Заказчик, который оценивает качество этих услуг, нас поймет.
Между тем собственники зданий тоже заинтересованы в сохранении партнерских отношений с УК. В условиях нестабильности на рынке офисной недвижимости качество обслуживания является необходимым условием удержания арендатора в нем. Сейчас самое неподходящее время для экономии на качестве услуг, в том числе на качестве обслуживания здания.
- Как вы оцениваете рынок УК в офисном сегменте в России и перспективы его развития?– Перспективы развития рынка УК в офисном сегменте могут быть выражены в следующих направлениях. В текущей экономической ситуации некоторые проекты будут приостановлены, изменятся планы по вводу объектов в эксплуатацию, поэтому не будет желаемых темпов развития в количественном плане.
При этом на рынке управления и эксплуатации недвижимости есть потенциал для развития в качественном направлении. Сегодня в России не существует единого стандарта требований к управляющим компаниям. Компании работают по своим внутренним стандартам, основанным на СНиПах. В связи с этим унификация требований к содержанию и управлению объектами остается особенно острой, когда речь идет об услугах Facility Management на объектах одного класса.
Многие УК подстраиваются под ключевые требования заказчика. В этом направлении профессиональные управляющие компании являются локомотивом внедрения типовых стандартов качества обслуживания, в первую очередь, за счет накопленного опыта и глубоких знаний процессов, которыми они управляют.
Рынок управления и эксплуатации недвижимости – высокотехнологичный бизнес: УК должны предвидеть появление новых технологий и нового оборудования, быть готовыми к их применению в работе. В ближайшей перспективе управляющие компании будут увеличивать спектр услуг FM.
Если говорить об RD Management, то с появлением новых объектов в нашем портфеле мы начали предоставлять услуги консалтинга и аудита: технический и юридический due diligence, технический консалтинг на этапах проектирования и строительства, энергетический и экологический аудит. В планах создание отдела Project Management, который объединит функционал технического заказчика, реконструкцию, проектирование и ремонтно-строительные работы, fit-out.
Наталья Круглова,
директор бизнес-направления Недвижимость компании Pro Consulting Global Limited -
Как вы оцениваете инвестиционную привлекательность офисного сегмента в
настоящее время и в среднесрочной перспективе, если говорить о Москве?-
Полагаю, что в ближайшие 3-5 лет этот рынок будет интересен только двум
группам профессиональных инвесторов: стратегам, у которых дешевые
пассивы и возможность ждать восстановления рынка 7-8 лет и более, и тем,
кто будет приобретать офисную недвижимость для собственного
использования и может спрогнозировать развитие своего бизнеса на том же
горизонте. В остальных случаях приобретение офисной недвижимости, даже
по скорректированным кризисом ценам, не выглядит осмысленным. Делая
такой вывод, я руководствуюсь предпосылкой о том, что снижение стоимости
рубля замедлится в ближайшее время, и столь драматических курсовых
изменений, как были в 2014 г., мы не увидим в ближайшие годы. Если же
валютные рынки продолжат демонстрировать ту же амплитуду турбулентности,
то любой актив в недвижимости может оказаться наилучшим решением в
сравнении с монетарными накоплениями. По крайней мере, объект
недвижимости всегда обеспечит владельцу входящий положительный денежный
поток.
- Как вы оцениваете влияние кризиса на рынок офисной недвижимости и его инвестиционную привлекательность?-
Влияние текущего момента на рынок переоценить невозможно. На собственном
опыте могу сказать, что компании с международным капиталом, которые
ранее смотрели на российский рынок и были готовы приобретать здесь
активы для своих локальных подразделений, теперь отказываются от сделок.
Все переговоры по покупке активов российскими инвесторами заморожены – с
кем бы они ни шли, потенциальные покупатели не стремятся входить в
сделки: настроения таковы, что все ждут обвала рынка недвижимости и
появления большого объема дистресс активов. Что будет происходить с
деньгами еще через полгода, никто предсказать не берется, и остается все
меньше желающих их тратить в России. Это усугубляется тем, что
привлекательность покупки недвижимого актива дополнительно снижается
ростом затрат на владение им, ведь власти дарят владельцам недвижимости
одну новость за другой: то пересматриваются кадастровые стоимости,
которые повышают налог на имущество до значений, которых не выдерживает
доходность объекта, то вводятся новые правила регулирования сделок с
компаниями-балансодержателями активов… Рынок аренды претерпевает
существенные изменения.
С учетом снижения экономической
активности в стране в целом, арендаторов, которые могут себе позволить
аренду крупного офиса все меньше. Увозят/ закрывают свои офисы в России
международные компании. Производственные компании сокращают персонал
сотнями. Сектор B2B услуг, всегда максимально чувствительный к кризису,
сворачивается. Это все приводит к высвобождению ранее занятых площадей.
Также, на рынок постоянно выводится дополнительный объем офисов – за 3
квартала 2014 г. на рынок вышло около 1 млн. м2 площадей офисов А и Б
класса. В настоящий момент по А-классу вакантность составляет 25%. В
Б-классе вакантность выросла до 15%. В среднем по рынку все эмпирически
ждут значения в 30-35% свободных офисных помещений к концу 1 кв. 2015 г.
Такой рост количества свободных площадей не может не отразиться на
ставках. Сейчас консультанты, как они рассказывают в частных беседах,
зарабатывают в основном на renegotiation: они помогают арендаторам
передоговориться с собственниками помещений о снижении ставки аренды и
переводе ее в рубль (если ранее она номинировалась в долларе). В рубль
переводятся сейчас почти все арендные контракты.
Официальных
данных о снижении ставок пока нет, но по наблюдениям и отзывам
участников рынка, в пределах 10-15% арендатору обычно удается ставку
скорректировать. Собственники понимают, что снижение ставки (обычно – на
три года) обходится им дешевле, чем съезд и поиск нового арендатора. В
памяти собственников еще жив 2008 г., когда некоторые помещения
сдавались в аренду по цене коммунальных и эксплуатационных услуг. Тем
самым, офисы становятся активом, который уже не так хорошо защищает
владельца от монетарных рисков, как раньше. Стоимость актива в
недвижимости напрямую связана с доходом от него, плюс ставки
капитализации не могут не учитывать возросшие страновые риск. Все это
влечет за собой снижение расчетной стоимости недвижимости. Но принять
изменившуюся реальность собственники пока не готовы: у многих из них
существуют докризисные обязательства, или просто нежелание фиксировать
убытки, что в совокупности не приводит пока к снижению цен продажи. Тем
самым, на рынке сохраняется разрыв между уровнем платежеспособного
спроса и уровнем цен предложений. Пока этот разрыв не будет
скорректирован в ту или иную сторону, значимого числа сделок мы не
увидим, инвестиционный потенциал офисного сегмента останется не высоким.
- Какие объекты офисной недвижимости наименее всего потеряли свою инвестиционную привлекательность?- В
текущий момент наиболее стабилен по показателю уровня заполнения
В-класс: оттуда меньше отток арендаторов ввиду большей гибкости
владельцев недвижимости, туда идет приток арендаторов из числа тех, кто
ранее занимал, или претендовал на офис А-класса. А-класс выглядит более
пострадавшим по росту числа вакантных площадей по нескольким причинам: с
одной стороны, огромное количество вводимых новых площадей драматически
не соответствует текущей фазе развития рынка (пример: ввод офисов в том
же Сити), с другой стороны, происходит отток из страны международного
бизнеса, который не только перестал расширяться, но склонен сворачивать
свои подразделения в России, да и «беловоротничковый» российский бизнес
тоже начинает экономить затраты.
Но, думаю, что по уровню
коррекции ставок Б-класс будет опережать А-класс: все-таки «дорогие»
арендаторы А-класса имеют более жесткие договоры, у их бизнеса
объективно прочнее «подушка безопасности» и выше заградительные барьеры
для переезда. Арендатор Б-класса, как правило, имеет более широкий набор
альтернатив для переезда, и у него может действительно не быть в
наличии ресурсов для продолжения аренды на докризисных условиях, да и
собственники зданий, понимая эти особенности, склонны, обычно, к большей
гибкости. Так что по совокупности мне кажется, что самой безопасной
гаванью для офисного инвестора останутся по-прежнему объекты А-класса,
по-настоящему соответствующие своему заявленному уровню. В противовес
этому, объекты спорные, не удобные, имеющие неэффективные решения в
части логистики, планировок, инженерии, а также в части регулярного
менеджмента, останутся «за бортом» независимо от своего заявленного
статуса. Кризис, определенно, помогает выявлять лучших в каждом
сегменте, и в этом - его безусловная справедливость.
Поделиться